Перебирая в памяти свою жизнь, внезапно выяснил, что на мое мировоззрение оказало влияние не так уж много книг, чтобы перечислить, хватит пальцев рук.
Самое первое воспоминание, из далекого голожопого детства - сказка о двух богатырях. Не помню как их звали, и что у них была за миссия, помню только что были они разнополыми. Богатырь и богатырша (или следует писать богатыр-вумен?) встретились, в чистом поле, сразились на мечах, без особого ущерба для себя, и вдруг, осознали, что вместо соперничества, гораздо лучше заняться любовью. После этого, герой попал в плен, к супостатам, а героиня кинулась его выручать... До сих пор не знаю, была ли это народная сказка - скорее всего нет, но не устаю благодарить судьбу за этот подарок. Именно тогда, в 5-6 лет, читая эту сказку, я впервые четко осознал свою принадлежность к прекрасному миру гетеросексуалов.
Слава КПСС, тогда еще не наступило повсеместное торжество демократии. В литературе, как и во всей общественной жизни царил дикий тоталитаризм, книжек для детей, в которых бы рассказывалось как здорово, когда в семье два папы, вместо папы и мамы, не существовало даже в проекте.
Второй книгой повлиявшей на мое становление была приключенческая сага Луи Буссенара - "Капитан Сорви-голова", Мне было лет 10, когда я отчаянно увлекся образом главного героя, много читал об Африке, об истории англо-бурских войн, и даже чуть было не сбежал, однажды, из дома, с намерением пробраться на какой-нибудь сухогруз, и доплыть до Южно-Африканской республики.
Примерно в эти же годы, в 10-11 лет, мне попалась биографическая повесть знаменитого авиаконструктора Олега Антонова «На крыльях из дерева и полотна». Знаменитый конструктор был не только талантливым механиком, но и прекрасным писателем, его поэтические описания полета на планерах, собственного изготовления - взорвали мне мозг. Я перечитывал книгу вновь и вновь, представляя себя парящим в воздухе, высого над землей. Мы, с приятелем, даже пробовали сами соорудить в сарае, что-то типа, планера, но, увы, эта попытка была обречена на неудачу.
Лет в 12-13 мне попалась книга Соловьева "Повесть о Ходже Насреддине", и с тех пор, я считаю ее лучшим произведением российской литературы. Поимаю, что мое мнение субъективно, что на него повлиял возраст, в котором я прочел ту книгу, но поделать с собой ничего не могу. Это одна из немногих книг, которые я могу перечитывать бесконечно. В этот же список попадает дилогия Ильфа и Петрова, "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок".
Примерно тогда же, я взял в библиотеке документальную книгу о Галапагосских островах. К сожалению, я не помню как она называлась, хотя брал ее перечитывать раз десять, не меньше. Автор - какой-то ученый, естествоиспытатель, проживший на Галапагосах год, изучая природу островов. Во время прочтения книги я наяву ощущал, как ветер 40-х широт, свистит и завывает, проносясь над горячими, нагретыми солнцем плоскогорьями тех мест., Мне до сих пор снится, иногда, что я брожу по тамошним узким тропинкам, пугая стаи птиц и слушая как дрожит земля, под ударами океанских волн.
Затем, в моем образовании наступил перерыв. То есть, я конечно же, не забросил чтение - читал я много и охотно, и многое было новым и интересным, но сказать, что эти книги сильно повлияли на мое мировоззрение - значит, погрешить против истины.
Единственное, что я мог бы выделить из того списка - "Грибы на асфальте", Евгения Дубровина. Я не знаю, чем меня так поразила, эта, в сущности малоизвестная книжка, забытого автора, но я отношу ее к списку фатально недооцененных произведений.
Еще, пожалуй, упомяну, не фантастическую прозу Уэллса. О ней мало кто знает, и мало кто вспоминает, но я преклоняюсь перед талантом Герберта, он, кстати, пишет в манере, напоминающей Набокова. И тут мы переходим к финалу, последним открытием, для меня, стала "Лолита" Набокова. Острая, запретная, даже вульгарная эротическая фабула - сама по себе, она бы не смогла взволновать меня достаточно глубоко, но знаменитый набоковский язык делает чудо, превращая чтение в истинное наслаждение. Набоков - вечный упрек всем писателям мира, с его сверхъестественным, недостижимым мастерством описаний. К счастью для остального литературного мира, у Владимира Набокова существовали большие проблемы с задумкой интересных сюжетов. "Лолита", "Приглашение на казнь", "Другие берега" - лично я не смог осилить ничего больше, хотя и пытался изо всех сил.
P.S. Уверен, многие будут разочарованы, моим коротеньким списком, а также тем фактом, что я не упомянул классику, а в особенности Достоевского. Увы, я с детства был настроен про-западно, и "тайники великой русской души" меня никогда не интересовали. Позор мне, ага!
P.P.S. Вспомнил, как называлась книга про Галапагосы - "Зачарованные острова"!