(no subject)

Sep 01, 2021 20:26

У советского писателя-соцреалиста Бориса Бедного (сценарист фильма "Девчата") был рассказ "В выходной". В 1952 году его с восторгом пересказывала в своем дневнике Мариэтта Шагинян:

"Место действия - контора лесозащитной станции (той, что называется тремя буквами: ЛЗС); время действия - воскресенье. Уборщица только что помыла полы и сидит, вяжет чулок, отдыхая. Ее главная забота, чтоб полы как можно дольше оставались чистыми, чтоб они хотя бы успели просохнуть, пока придут и натопчут, нанесут грязи. Но дверь скрипнула, осторожно входит, понимая чувства уборщицы, девушка-бухгалтер (мы ее как бы видим собственными глазами, одетую чисто, с сумочкой по моде, как она пробирается к своему столику с виноватой улыбкой). Не успела свести баланс, хочется в свободное время доделать: «Одну минуточку!» За ней появляется завхоз; он тоже не свел какие-то концы с концами насчет мебели, чего-то недоучел или недоописал и сейчас намерен этим на просторе позаняться. За завхозом - сторож. Увидел, что добрые люди идут в контору и дверь отперта, и тоже махнул вслед за добрыми людьми, пыхтя махоркой, послушать, о чем речь, - потянулся на люди, к теплу, как кот на печку.

Неудовольствие уборщицы вы чувствуете, как свое, - нанесут грязи, да еще. сторож сапожищами!

А полы-то помыты и еще не высохли! Входит механик Гвоздев, который просто не может оставаться дома,- его изводит отсутствие какого-то насоса для перекачивания горючего..."

Ну и так далее в том же духе.

В известной раннеоттепельной статье Лифшица про дневник Шагинян Бедному закономерно досталось:

"Возвращаясь к вопросу об отдыхе, нужно сказать, что сама Мариэтта Шагинян признаёт его полную необходимость. По поводу некоторых привычек Леонардо да Винчи она говорит о полезной паузе, помогающей успехам творческого труда. "Самое плохое, когда люди линейно набивают время, мешком его себе представляют, изо дня в день ведут работу по прямой с того самого места, на котором остановились вчера. А время набивать, как мешок, нельзя; время-это дорога зигзагами, диалектическое нечто".

Легко заметить, что здесь есть противоречие с теми взглядами, которые Мариэтта Шагинян высказывает по поводу рассказа "В выходной". Девушка-бухгалтер, механик, завхоз и прочие сотрудники конторы тем и занимаются, что "линейно набивают время", "изо дня в день ведут работу по прямой" и даже в воскресенье хотят начать "с того самого места, на котором остановились вчера". Но здесь речь идёт о простых служащих, а Мариэтта Шагинян имеет в виду творческих работников, писателей, художников. Это для них время есть "диалектическое нечто". Им нужен "досуг - резерв свободного времени у человека, имеющий великое значение для культуры". Нужен ли этот резерв для простых людей, пур ле жанс, мы не знаем. "Надеюсь,- пишет автор "Дневника",- что при коммунизме строительная польза "пропуска", паузы, остановки в работе на два-три дня, необходимость досуга (не только в смысле механического выходного!) будет ясно осознана всеми и ритм нашего труда будет учитываться с паузами, планироваться с видимой и невидимой работой".

В этой прекрасной фантазии остаётся неясным - будут ли при коммунизме планироваться паузы для сотрудников лесозащитных станций, которые не хотят отдыхать в свой механический выходной, а сидят на работе и набивают время, как мешок. Им уже сейчас скучно за пределами своей конторы. Что же будет, если эта закономерность полностью разовьётся?"

Тут, конечно, интересна перекличка с сюжетом "Понедельник начинается в субботу" Стругацких. Вроде бы никто не обращал внимания.

литература

Previous post Next post
Up