Шестого июля в Гатчине в десятый раз прошла Ночь Музыки. И наконец-то мне удалось туда попасть! Нет, Гатчина недалеко, и билеты недорогие, но обычно анонсы Ночи Музыки и Ночи Света я читала, вернувшись из каких-нибудь лесов-болот. А тут я случайно оказалась дома, и с огромным удовольствием поехала в Гатчину!
Приехав чуть пораньше, попала на эксклюзив. Для начала, нам удалось пройти на обычно закрытую террасу-пристань. В настоящее время терраса находится в неудовлетворительном состоянии. Из-за опасности её обрушения парковой администрацией закрыт проход на Длинный остров. Но именно отсюда можно попасть на плавучую сцену, установленную на Белом озере.
Строительство террасы началось в 1792 году по проекту Винченцо Бренны, а отделка продолжалась до 1795 года. Она использовалась как пристань для судов гатчинской флотилии. Общая протяженность террасы вдоль берега около 51 метра. Стена террасы, обращенная к озеру, поднимается прямо из воды. Стена построена из парицкой плиты и облицована пудостским камнем. С двух сторон устроены лестницы из черницкого камня, служащие для спуска к воде. Верхняя, береговая, часть террасы организована в виде площадки, со стороны озера обрамлённой балюстрадой. Со стороны острова к площадке ведёт небольшая лестница из трёх ступеней. При входе находятся две скульптуры, изображающие лежащих львов, однако в документах о постройке террасы упоминаний о них нет. Существует предположение, что они были перенесены сюда с другого места при графе Григории Орлове, владельце Гатчины.
Отсюда открывается отличный вид на Гатчинский дворец
Но мы хотим посмотреть на озеро глазами музыкантов. Так музыканты увидят зрительный зал.
Слева от экрана «галёрка» - зрители с входными билетами. Справа от экрана «партер». Правее, перед правsм белым шатром (ровно напротив сцены) клубная зона. Ещё правее - пресс-зона.
Позже, во время интервью, пианист Андрей Коробейников сказал, что прекрасные виды на закат над озером очень помогли настроиться и поймать вдохновение. И действительно, исполнять Чайковского с видом на павильон Венеры и остров Любви - бесценно!
Распугав уток, по шатким мосткам проходим на сцену. А вот и нет! Ничего не шатается. Сооружение капитальное, нет ощущения, что под нами вода.
Ужасно интересно заглянуть «за кулисы» готовящегося концерта!
Важный момент для концертов open-air (особенно ночных посреди озера) - обеспечение постоянной температуры и влажности на сцене. Инструменты требуют подстройки и могут «поплыть» (что и случилось в один момент, но было оперативно исправлено - почти никто ничего не заметил). Здесь сделано всё возможное. Равномерно установлены обогреватели, сцена максимально закрыта и защищена от внешних воздействий.
Новинка этого сезона - стеклянная крыша сцены. Музыканты тоже чувствуют себя причастными к окружающей красоте. А уж какая декорация просвечивает сквозь задник сцены!
Настройка рояля. Ну как тут не залюбоваться! Но работа есть работа.
Но музыкантам пора занимать места, настраивать инструменты. Не будем им мешать. Любуемся видами, огибая озеро.
С погодой повезло несказанно! Небо ясное, закат прекрасен. Полное безветрие и нет дождя. Прямо как не в Питере. Правда, ночью у воды стало слегка прохладно (7°С - как-то жёстко для июля), но мы ж закалённые, нам пофиг.
В зрительном зале идут последние приготовления. Клубная зона со стульями и настилом. Для зрителей попроще есть удобные пенёчки.
Желающих послушать музыку оказалось немало. К началу клубная зона была заполнена полностью. Партер и галёрка забиты задолго до.
Так выглядят дворец и сцена перед началом.
А вот так всё выглядело во время концерта. Фотографий очень много, поэтому уберу большинство под спойлер.
Концерт начался. Пошла подсветка. Заиграли лежащие на воде шары
Удивительно, насколько прекрасно сработал идея с белыми шарами, лежащими на глади озера. Они становились цветными в зависимости от подсветки и вносили свою ноту в оформление ночного «зала».
Цвет дворца менялся в зависимости от подсветки, и в какой-то момент я поймала себя на том, что не помню, каким же он был.
Но вернёмся к музыке. Это же всё-таки ночь музыки! Репертуар был подобран идеально. 1 отделение Глинка и Чайковский (1-й концерт для фортепиано с оркестром)
2-е отделение Мусоргский «Ночь на лысой горе»; Римский-Корсаков и Бородин (Половецкие пляски) К этому моменту спустилась ночь, по озеру поплыл туман и «Ночь на лысой горе» добавила крипоты (представьте ещё и полный состав хора в чёрных одеяниях, который крадётся по лесистому берегу на террасу, чтобы поучаствовать в исполнении «Половецких плясок»).
Затем оркестр Михайловского театра под бурные аплодисменты отправился отдыхать, дирижёр Дмитрий Филатов, погрузившись в лодку, отправился в пресс-зону давать интервью, а на сцену вышел Санкт-Петербургский молодёжный оркестр им. М.П.Мусоргского под руководством Юрия Серова. Интересно сравнить, насколько по-разному звучали эти два оркестра. Мне больше понравился второй - звучал более слаженно и был уместнее. Да и в целом третье отделение лично мне понравилось больше всего. Исаак Шварц («Мелодии белой ночи»), Сергей Баневич (Фантазия из музыки к кинофильму «Никколо Паганини») и Валерий Гаврилин (Сюита из балета «Анюта»). Вся музыка неклассическая, знакомая, родная... «Дорога без конца... Дорога без начала и конца...»
Четвёртое отделение (песни АББА для хора и симфонического оркестра) меня немного разочаровало - наверно сказались завышенные ожидания. Зато фейерверк под финальную композицию был прекрасен!
Побывав на Ночи Музыки в Гатчине я могу только жалеть о том, что предыдущие 9 прошли мимо меня. Я подозревала, что это интереснейшее мероприятие - теперь я в этом уверена. Все мои опасения про погоду, трансфер, сонливость и неудобства оказались напрасными. Я получила массу удовольствия и незабываемые впечатления. Впереди Ночь Света в Гатчине (в этом году она будет 16-17 августа) и я обязательно... Ох ты ж блин, ну вот опять...17 августа Бегущий город в Старой Руссе, и я планировала быть там! Как разорваться и везде успеть? Вся жизнь - выбор между интересным и очень интересным! #ХочувГатчину