Терра инкогнита Стены льда

Sep 08, 2015 12:25



Выдумка и реальность. Стена льда в «Игре престолов» и в реальности щебёночного карьера.

Продолжая рассказ о «карьерах жидорептилоидов и анунаков», не могу не рассказать о том, как реальные события нашего общего доисторического прошлого потом много раз всплывали уже в письменной истории человечества. Причём дальше эти артефакты уже жили своей собственной, самостоятельной жизнью, кочуя впоследствии сквозь века и через страны.
Речь идёт о мифических «Рипейских» (Рифейских) и «Гиперборейских» горах, которые раз за разом размещались географами и картографами на севере Евразии, возле берегов неизвестного тогда жителям южных широт Северного Ледовитого океана.

При этом, с одной стороны, древность этих преданий и устойчивость в их передаче через поколения говорит о том, что фактическая подоплёка у этих артефактов существовала в реальности, но, с другой стороны, последующие интерпретации настолько исказили начальный факт, что Рипейские и Гиперборейские горы уже начали жить, как и любые мемы, своей уникальной историей, уже никак не связанной со своим доисторическим оригиналом.


Рипейские и Гиперборейские горы впервые возникают у древнегреческих авторов. Тут надо сказать, что именно от греков нами унаследованы первые более-менее детальные описания географии территорий Евразии к северу от «линии винограда», за которой для древних греков и древних римлян, в общем-то, не было земли, а была только непонятная terra incognita, вся покрытая льдом, снегом и толстым слоем мифов.
Для древних же египтян, шумеров или ассирийцев этой земли не существовало и вовсе - только древние финикийцы и древние греки, на своих примитивных судах смогли хоть как-то освоить побережья этих негостеприимных земель к северу от Понта Эвксинского, нынешнего Чёрного моря.

Первое упоминание о Рипейских горах мы находим в трудах древнегреческого историка Гекатея Милетского, жившего между 550-м и 490-м годами до нашей эры,  который упоминает о полумифической поэме «Аримаспея», где сказано о «горах Рипы, сплошь покрытых лесом, чёрной ночи грудь».
История об «одноглазых аримаспах», хранителях золотого запаса древнего мира, укротителей коней и победителей грифонов, изложенная в «Аримаспее» - заслуживает отдельной статьи, мы же пока отметим, что у Гекатея Милетского Рипейские горы размещены где-то севернее земель скифов:



Мир по Гекатею Милетскому. Как видите, севернее Чёрного моря древние греки представляли мир весьма схематично. Рипейские горы обозначены красной стрелкой.

Сам Гекатей никаких карт там не оставил, и рисунок, приведенный чуть выше - не более, чем современная реконструкция топографического описания мира Гекатеем, который просто перечислял последовательно народы и географические объекты, учитывая лишь направление движение от начальной географической точки, под которой и принималась обычно Древняя Греция.

Однако, именно на трудах Гекатея и основывал свои описания севера Геродот, которого впоследствии назовут «отцом истории» и, одновременно, «отцом лжи», в силу того, что его рассказы о народах и странах за пределами Средиземноморья всё-таки грешили массой недостоверных и фантастических подробностей, хотя и несли массу достоверной исторической информации, перемешанной с выдумкой.

Сам Геродот не упоминает о Рипейских горах, но говорит, что на севере Европы живёт народ гиперборееев, а современник Геродота, ионийский грек Гелланик, чётко увязывает гипербореев и Рипейские горы, говоря, что «народ гипербореев живёт за Рипейскими горами».

Не утомляя вас массой ссылок на Гиперборейские и Рипейские горы, скажу лишь, что о Гиппократ («отец медицины») в своих трудах говорит о Скифии, «лежащей под созвездием Медведицы, у подножия Рипейских гор, откуда дует северный ветер», а «отец философии» Аристотель, описывая север Европы, тоже рассказывал о «возвышенностях на севере, лежащих под самой Медведицей», от которых берут начало все реки, питающие собой Понт Эвксинский, за исключением Истра (Дуная).

Такое описание Рипейских гор, как ограничивающих обитаемый мир с севера (за горами помещали только мифических гипербореев), потом перекочевало от греков к римлянам. В частности, при описании Скифии у древнеримского историка Юстина говорится, что «Скифия простирается в восточном направлении и ограничена с одной стороны Понтом, с другой - Рифейскими горами, а сзади - Азией и рекой Фазисом».
Фазис - это древнее название реки Риони, которая впадает в Чёрное море в районе грузинского города Поти.
Таким образом, Рипейские горы для причерноморской Скифии снова оказываются расположенными к северу, в то время, как каких-то толковых гор севернее Крымских по всей восточной Европе днём с огнём не сыщещь.

Древнеримский географ Птолемей, уже после всех текстовых описаний Рипейских и Гиперборейских гор, взял на себя труд - и просуммировал их в виде единой схемы расположения этого гипотетического горного массива, расположив его в своих трудах в районе 63°- 57° северной широты.
На основе описаний Птолемея, которые, кстати, дошли до Средневековья и Возрождения лишь в виде текстов, уже в позднейшее время появилась масса карт. Вот, как пример, карта немецкого гравера Йоханна Шнитцера из издания 1482 года, выполненая на основе «Космографии» Птолемея:



Оригинал карты можно посмотреть вот по этой ссылке, я же просто приведу увеличенное изображение Гиперборейских гор:




Интересно, что к 1482 году древнеримские построения Птолемея, которые ограничивали мир непроходимыми горами в районе 63°- 57° северной широты и постулировали, что «за Гиперборейскими горами жизни нет!», уже значительно устарели, в силу чего скромному граверу из германского Армсхайма пришлось «пробить крышу мира» и дорисовать уже известную ему Скандинавию поверх ограничений Птолемея.

Интересно, что само по себе слово «Рипа», судя по всему - скифского происхождения. Легенду о трёх скифских мифических воинах приводит, кстати, и сам Геродот, который прямо не упоминает Рипу или же Рипейские горы в своих трудах. Но, судя по лингвистическим исследованием, имя «Липоксай» происходит от скифского корня «Липа», который восходит к более древней форме «Рипа» в более архаических диалектах скифского языка.
Таким образом, скорее всего, и легенда о Рипейских горах, как и представления о географии северного мира, были заимствованы древними греками у жителей причерноморских степей, которые и передали в более поздние периоды свои мифологические представления о мире ледникового периода, в котором километровая стена льда стояла в районе 63°- 57° северной широты, преграждая людям путь на север.
От этой громадной ледяной возвышенности и брали начало тогда великие реки восточной Европы - Днепр, Дон, Днестр, Волга, неся свои воды к внутреннему бассейну разлившегося Каспия-Арала и отрезанного тогда от Мирового Океана бассейна Чёрного моря, будущего Понта Эвксинского.

Впрочем, что не мешает увлекающимся исследователям по-прежнему находить артефакты ледового времени на средневековых картах.
Да, они там есть. Но это отнюдь не означает того, что ледник стоял в районе Москвы ещё 500 лет тому назад - скорее о нём ещё помнили в своих преданиях скифы, которым легенду о ледяных горах на севере передали те народы, которые жили тут ещё до этих степных кочевников - и охотились в богатой тундростепи возле подножья последнего глобального ледника нового времени.

Ну а я собрал вам ещё несколько ранне-средневековых карт, на которых вы вполне сможете и сами найти артефакт Рипейский и Гиперборейских гор (1, 2, 3) из хорошей коллекции старых карт. Однако, все эти карты относятся к 1500-м годам, когда связи между Московским царством и Европой были ещё эпизодическими и непрочными.
А вот уже к концу XVI - началу XVII веков европейские путешественники уже достаточно изъездили просторы Московии, в силу чего на собственном опыте убедились, что никаких современных гор на севере России нет и в помине - в силу чего артефакт Рипейских и Гиперборейских гор окончательно исчез с мировых карт.
Как исчез с поверхности Европы континентальный ледник за 9000 лет до этого, оставив нам в наследие множество мемов, которые и зажили своей собственной жизнью.



История, Криосфера

Previous post Next post
Up