Алексей Анпилогов: Если Киев пойдет войной - ополчение будет брать Мариуполь.

Mar 12, 2015 22:49

image Click to view



Ополчение отвело тяжелую артиллерию на необходимое расстояние, не выдвигается на новые рубежи, стараясь сохранять режим тишины - в общем, следует минским соглашениям. А что в ответ делает Киев? Продолжает обстреливать города Донбасса, подтягивает к линии фронта новую технику и военных, нанимает иностранных инструкторов и вымаливает у своих иностранных хозяев деньги и оружие.
Складывается впечатление, что Киев готовится опять начать боестолкновения, чтобы снова, как и в прошлые разы, получить пинка от Новороссии. О перспективах нового витка войны на Украине и о том, какие сценарии рассматривает ополчение, своим экспертным мнением поделился с Накануне.RU руководитель центра координации "Новая Русь" Алексей Анпилогов.

Идущая сегодня в ДНР и ЛНР мобилизация хоть и является добровольной, но отчасти носит для новобранцев вынужденный характер, поскольку участие в ополчении, которое сейчас называется народной милицией - является одним из способов поправить финансовое положение для жителей Луганской и Донецкой народных республик.
Как таковая "идейная" мобилизация прошла ещё летом и осенью - все те, кто хотел из чисто добровольных и бескорыстных побуждений записаться в народную милицию - сделали это уже тогда. Сейчас основной приток идейных добровольцев идёт из Российской Федерации, но он уже отнюдь не является определяющим в формировании численности ополчения.
По моей информации, речь сейчас идёт не более чем о пяти тысячах мобилизованных по всей ДНР и ЛНР в результате объявленной в январе мобилизации.
Поскольку мобилизация шла на добровольных началах - цифра эта, в общем-то, достаточно скромная.

Сейчас есть определённые стандартные штатные расписания, которые утверждены в народной милиции ЛНР и народной милиции ДНР.
И идёт формирование расчётных бригад унифицированного состава, характерного для регулярной армии. С одной стороны, происходит переформирование существующих подразделений, с другой стороны - идёт формирование новых.
Если первоначальный, осенний план подразумевал создание пяти бригад (и они были успешно созданы), то та мобилизация, которая была объявлена в январе в ДНР и ЛНР - подразумевает создание ещё пяти бригад. Таким образом, в скором времени штатная численность ополчения может составлять около десяти расчётных бригад полного состава. Это порядка сорока тысяч человек. К этому надо добавить численность вспомогательных сил - это комендатуры, спецподразделения и прочее.
В целом, я думаю, ополчение по результатам мобилизации может выйти на цифру 50-55 тысяч человек.
Это тот идеальный максимум, который будет являться той самой большой цифрой, на которую может рассчитывать совместное ополчение ЛНР и ДНР, при условии полного выполнения задач, поставленных в ходе зимней мобилизации.

На территории народных республик сформирована система военных комендатур. Это основная структура, которая поддерживает со стороны вооружённых сил республик правопорядок в тылу. Часть этих комендатур в районах с казачьим самоуправлением носит название казачьих отрядов самообороны. Часть носит наименование военных комендатур. В ДНР есть своя собственная полиция, которая была сформирована из бывшей украинской милиции. Сформированы также органы прокуратуры, которые, тем не менее, обладают лёгким стрелковым оружием, даже своей лёгкой бронетехникой, такой, как бронетранспортёры.

На военном командовании республик сегодня де-факто лежит не только задача поддержания фронта, но и обеспечения законности в тылу. Это сейчас реальность ЛНР и ДНР.
Сказать точную цифру, насколько наполнены сегодня расчётные структуры, я не имею права, но формирование и обучение штатных бригад продвигается успешно, хотя на данный момент цели не достигнуты. Ведь новобранцы представляют уже достаточно разные социальные слои, поскольку, как я сказал, к сожалению, идейный состав, который был в первой волне ополчения, уже полностью исчерпан. Среди них есть и люди среднего возраста, и люди преклонных лет, 45-50 летние ополченцы, но есть, конечно, и молодёжь, и 18-летние в ополчении - это я достоверно знаю. Это достаточно разные люди по своему происхождению, по своему пути до поступления в народную милицию.

Все они проходят обучение в тренировочных центрах на территории ЛНР и ДНР, где идёт слаживание подразделений общевойскового назначения, которые обучаются и снабжаются полностью штатным вооружением, исходя из норм и практики мотострелковых бригад или танковых бригад. Конечно, в зависимости от того, в какие штатные бригады попали те или иные ополченцы.

Безусловно, есть проблемы с обмундированием, с довольствием, с обеспечением техникой. Никто не говорит о том, что сейчас, в условиях достаточного затяжного конфликта, армия ЛНР и ДНР имеет те системы вооружений, которые отсутствуют у той же самой украинской армии. Понятное дело, что Россия отнюдь не предоставляет ополчению "Искандеры" или ещё какие-то суперсовременные комплексы для борьбы с украинской армией. То есть всё, что использует ополчение, - это то, что так или иначе состоит на вооружении украинской армии.

Снабжение, безусловно, сейчас является уязвимым местом как для армии, так и для населения, поскольку гуманитарная обстановка на территории ЛНР и ДНР отнюдь не столь оптимистична, как бы этого хотелось в идеальном сценарии.

Что же касается украинской армии, то есть уже официальные сообщения, которые поступают от генерального штаба ВСУ. Они в настоящий момент смогли мобилизовать порядка 40 тысяч человек из тех 120 тысяч повесток, которые были ими разосланы. Таким образом, сейчас, несмотря на то, что план мобилизации на Украине выполнен всего лишь на 30%, это все равно - достаточно большая цифра, и здесь я должен сказать, что с живой силой у украинской армии проблем не будет.
У неё будет проблема с вооружениями, потому что большое количество техники, боеприпасов потеряно в "дебальцевском котле". И по-прежнему у них не решён вопрос по управлению войсками. Как раз приезд американских советников тоже может быть актом подготовки к войне, он призван усилить высшее и среднее командное звено украинской армии, которое показало полную свою некомпетентность во время летнего и зимнего наступлений армии Новороссии. И это является очень большой опасностью в том случае, если на фоне численного превосходства в живой силе украинская армия решит вопрос с командованием и с тяжёлым вооружением, тогда соотношение сторон будет угрожающим не в пользу армии народных республик.

Плюс ко всему вы должны учитывать, что сейчас официальная численность украинской армии сегодня повышена до 250 тысяч человек. В новом бюджете военные расходы составляют порядка 5% от ВВП, что где-то в 2,5 раза больше средних расходов по странам НАТО, которые тратят на оборону в среднем не более 2%. Это создаёт все предпосылки для эскалации конфликта с украинской стороны.

Что касается перемирия, то сейчас оно соблюдается очень условно, поскольку отвод тяжёлых вооружений так и не был осуществлён. И, как следствие, постоянно идут боестолкновения по всей линии соприкосновения ВСУ и ВСН.

Здесь, безусловно, будут постоянные обвинения обеих сторон, и мы будем сталкиваться как с пропагандой, так и с контрпропагандой, которая ведётся и Украиной, и ЛДНР в вопросе освещения как собственных действий, так и действий противника.
Однако, в первую очередь, понятное дело, сейчас эскалация конфликта выгодна именно Украине, поскольку её ресурсы сейчас нацелены на эскалацию конфликта.
Тому есть три зримых подтверждения. Первое - это проведённая масштабная мобилизация. Второе - это фактическая остановка политической части минского процесса. Конституционная реформа, всё, что было прописано минским соглашением, сейчас не выполняется. И третий момент, который свидетельствует о том, что Украина не отказалась от варианта силового решения донбасской проблемы - это лихорадочные поиски вооружения как внутри страны, попытки как полностью использовать старые советские складские резервы, которые ещё остались в наличии, так и поиски вооружения за рубежами Украины. То есть, все эти постоянные заявления о том, что будут организовываться поставки вооружения из Канады, из Европы, из Соединённых Штатов - это всё свидетельствует именно о подготовке к украинскому наступлению.

Действия народных республик я рассматриваю в этом варианте как реактивные, то есть обусловленные как раз позицией Украины. То есть если Украина не отводит свои вооружения, то народные республики, так или иначе, для парирования тех угроз, которые создают артиллерийские батареи, тоже вынуждены ограничивать отвод своих артиллерийских систем.

Если о зонах будущего наступления можно говорить достаточно уверенно - это определяется конфигурацией фронта, которая есть, то касательно сроков, конечно, это вопрос того, как будут складываться конкретные действия сторон в ближайшем будущем. Поскольку, как мы помним, зимняя эскалация тоже возникла буквально на ровном месте.

Касательно места возможного наступления армии Новороссии - сейчас это, скорее всего, три основных направления: первое - это Мариуполь, второе направление - это общее направление Артёмовск-Северодонецк-Лисичанск, но это достаточно лобовая операция, которая вряд ли возможна. Третий вариант - это район Станицы Луганской.

Если вы посмотрите анализ "Стратфора", где рассматриваются четыре сценария развития событий на Украине, то в этих сценариях подразумевается чуть ли не полное участие российской армии в вопросах военного урегулирования на территории Украины. Я бы не принимал это как данность. Поскольку, с моей точки зрения, Россия не будет решать украинские вопросы исключительно руками своих кадровых военных, как не делает этого и сейчас.

Первый сценарий - это решение вопроса по выходу на границы республик. Здесь очень важен контроль над мариупольской агломерацией, который позволяет придать устойчивость, в том числе и экономикескую, нынешним ЛНР и ДНР, страдающим от экономической блокады.
Второй сценарий - это создание сухопутного коридора в Крым. В этом случае Россия и республики решают вопрос, связанный с этой территорией, обеспечивают деблокирование Крыма и попутно решают вопросы его электро и газоснабжения.



И есть ещё два гораздо менее вероятных сценария, которые обеспечивают полное решение украинского вопроса либо путём "континентальной экономической блокады" - это контроль за побережьем вплоть до Одессы, либо же путём создания "новой украинской легитимности" - это контроль всей левобережной Украины, включая и город Киев.





Я в общем-то считаю, что два последних сценария достаточно маловероятны, а вот сценарий захвата Мариуполя или создание сухопутного моста в Крым - достаточно реальны, поскольку они подразумевают значительное увеличение территории непризнанных республик и попутное решение вопросов с продовольственной безопасностью республик, в силу того, что в этом случае в зону контроля попадают сельскохозяйственные районы. И при этом у республик нет большой проблемы с контролем этой территории, поскольку они опираются на реку Днепр и на достаточно легко обороняемую границу по южноукраинским степям, а общее население этой территории составляет всего около 2 миллионов человек, что облегчает вопрос контроля партизанской активности.

Что мы увидим во время весенней или летней кампании? Я не такой оптимист, как Ростислав Ищенко, который считает, что ополчение должно встретить лето уже в Киеве. Но я считаю, что если донецкие республики воплотят в жизнь сценарий взятия Мариуполя или хотя бы сухопутного моста в Крым - это будет уже очень большой удачей для ополчения и мы увидим уже совсем иное соотношение сил на украинском театре боевых действий.

Политика, Украина

Previous post Next post
Up