Как уже стало традицией у меня в блоге - представляю вам
обзор событий последней недели, который делают для сайта «Регнум» два военных аналитика родом из Донецка и Луганска, сейчас тесно связанных с «патриотическим» крылом ополчения, отнюдь не нацеленного на «управляемый слив» Донбасских республик и самого оплчения.
В самом обзоре эти патриоты-антифашисты часто позволяют себе утечки весьма эксклюзивной информации, которые позволяют гораздо более адекватно оценивать реальную ситуацию на Донбассе - без излишних проявлений как «ура-патриотизма», так и «караул-патриотизма».
И, должен сказать, их оценки пока ещё не разу не расходились с тем, что в итоге случалось по прошествии недели-двух после их реалистических прогнозов.
Ну а теперь - к анализу происходящего сейчас на Донбассе, в дополнение к приведенному обзору.
Основная концепция любой войны - это «мир, лучший довоенного». Такую максиму ещё в середине ХХ века выдвинул английский историк и военный теоретик Лиддел Бэзил Генри Гарт, который, к тому же, является и отцом доктрины так называемых «непрямых действий».
Портрет Лиддела Гарта кисти Хейна Экорта.
Тактика непрямых действий в корне отличается от обычного представления о том, что армию противника обязательно надо разбить в «правильном» и прямолинейном прямом бою.
Надо сказать, что Лиддел Гарт не был «паркетным теоретиком» - он был кадровым офицером английской армии, принимал активнейшее участие в битве на Сомме (потом названую «мясорубкой на Сомме» за то, что в ней погибло более 1 000 000 человек), попал под газовую атаку, был отмечен наградами за личную храбрость.
Гарт ушёл в отставку только в 1927 году, после двух сердечных приступов (в 33 года!), которые сделали невозможной его дальнейшую военную карьеру.
Именно его анализ опыта Первой мировой войны и побудил его сформулировать принципы непрямых действий, которые часто позволяют переломить ситуацию войны в свою пользу, особенно когда тебе противостоит гораздо более сильный противник.
Эти принципы просты и лаконичны:
- Прямая атака на противника, занявшего укреплённую позицию, практически никогда не даёт результата и применяться не должна.
- Чтобы победить противника, его надо вывести из равновесия, что не может быть достигнуто основной атакой, однако должно быть сделано, чтобы основная атака увенчалась успехом.
Именно вокруг этих принципов стратегии непрямых действий и строилась вся концепция Лиддела Гарта.
Сегодняшняя ситуация противостояния Донбасса и Киева - классический тому пример.
Попытка армии Новороссии практически в лоб атаковать укреплённые позиции ВСУ наглядно показывает результаты прямых атак на противника.
Да, можно только гордится тем, что героизм простых солдат ополчения, выучка сержантского и офицерского состава и разумный план охвата Дебальцево позволяют «разменять» 1500 солдат ополчения на 3000 солдат украинской армии, да ещё и сидящих в плотной обороне.
(для того, чтобы не было вопросов по поводу цифр - все они легко выводятся по
косвенным фактам).
Можно посочувствовать украинским солдатам и офицерам, которые брошены их генералитетом и вынуждены принимать все критические для своего выживания решения самостоятельно и совершенно не зная, что их ждёт по выходу из котла - медаль или же трибунал за дезертирство.
Пока, как показывает ситуация комбрига 128-й - это медаль, но кто знает...
Однако, при взгляде на картинку чуть выше и масштабнее, нежели пятачок Дебальцевского плацдарма - ситуация с противостоянием Украины и ЛДНР становится совершенно иной:
Закрашенная светло-розовым территория - это все успехи армии Новороссии в практически лобовом «правильном» наступлении на позиции ВСУ.
Да, в оперативном плане это достаточно весомое приобретение ЛДНР (крупный железнодорожный узел, автомобильные дороги, позволяющие легко связать между собой территории двух республик), однако уже на стратегической карте рисовать сугубо нечего: Дебальцево - это всего лишь небольшой районный центр, с населением всего в 25 000 человек по состоянию на 2014 год.
Например, вожделённая цель всего ДНР, порт и крупный промышленный центр Мариуполь - это гораздо больше, около 460 000 населения, даже с учётом беженцев, покинувших Мариуполь из-за его близости к зоне АТО.
Сколько сил надо будет положить даже на освобождение Мариуполя? 5000 человек? 10 000 тысяч?
А ведь это будет снова всего лишь небольшой оперативный успех ВСН, который отнюдь не сломит полностью сопротивление ВСУ.
А мобилизационный потенциал республик - отнюдь не бесконечен. Да, ЛНР и ДНР могут выстоять во время весеннего наступления ВСУ, но может ли ЛНР и ДНР променять свою, столь бережно создаваемую по крупицам армию в соотношении даже 1:2 или 1:3 на силы Украины?
Ведь, если у Киева основной проблемой является потери в технике, которые ему приходится выклянчивать повсюду в мире, то у ВСН ситуация иного плана: армия Новороссии уже в ближайшее время может оказаться без массы квалифицированных кадров, которые будут размениваться в таких успешных, но губительных наступлениях.
Что же делать ВСН и донбасским республикам в ситуации, когда каждая их оперативная победа тут же оборачивается стратегическими ухудшениями их состояния?
Лиддел Гарт чётко писал об этом: победить без катастрофических потерь можно только сбитого с толку, обманутого или хотя бы неуверенного в своих силах врага. А для этого нужны непрямые действия. Пропаганда, психологическое давление, подкуп высшего руководства, организация подполья, дезинформация, спецпропаганда, диверсии в тылу, поддержка партизанского движения.
Да хоть бы и
бурятские шаманы с бубнами, которые будут психологически и магически давить сопротивление ВСУ - лишь бы это не была простая и предсказуемая атака на зараннее подготовленные позиции украинской армии.
В общем, всё
украдено до нас.
Ни времени, ни лишних ресурсов на раскачку у Донбасса сегодня нет - завтра республики просто сомнут, несмотря на самую масштабную помощь России. Поэтому, действовать надо уже сейчас.
Если, конечно же, республики и Россия ставят себе задачу победить. В противном же случае - все знают, что «партнёр Москвы» сидит в Мариинском дворце.
И согласен беспрекословно выполнить любую редакцию минских соглашений.
Заключив мир, перемирие, введя миротворцев, пообещав сделать всё возможное для конституционного урегулирования - в потом снова развязав войну.
Тогда когда он будет готов. В ситуации, когда именно он будет более всего готов.
Чего хочет Донбасс и Россия? Вопрос открытый.
«Глубочайшая правда войны состоит в том, что исход битвы решается в умах военачальников, а не в телах их воинов.»
Лиддел Бэзил Генри Гарт, рыцарь-бакалавр её Величества.