Размен фигур на Донбассе. К неясности возможного эндшпиля.

Jan 30, 2015 10:35



Прошедшая неделя принесла мне во входящей почте ещё один, уже очередной военный обзор.
Обзор толковый, без ненужного шапкозакидательства вида "о чудный час, о дивный вид... ещё удар - и враг бежит".
Враг пока не бежит. И с таким подходом к ведению наступательной операции - побежит нескоро.
Всё дело в том, что по обе стороны фронта сейчас воюют одни и те же русские люди (даже по официальным данным, наибольшее количество убитых с украинской стороны дала Днепропетровская область, а это никакой не "бандеровский" регион по ментальности).
А русская армия, какие бы флаги она не поднимала, отличается некоторыми культурными особенностями, которые и делали всегда русских "богами войны".
Это - безумная стойкость в обороне, практически полная нечувствительность в потерях и умение сражаться в окружениях до последнего.
Именно в такую ситуацию и поставили ВСН обороняющиеся части ВСУ - и закономерно получили пробуксовывание начавшегося наступления.


Последняя неделя уже чётко выявила единственное направление оперативного наступления. Ни о каких "стратегических" ударах уже речь не идёт: на это просто нет сил. И этим направлением ожидаемо оказалось Дебальцево.

Слабость численного состава ВСН, о которой я уже писал после Нового года, потеря части мотивированных подразделений ополчения под вывеской "борьбы с махновщиной" - вылились в то, что нынешнее наступление ведётся со стороны ВСН явно недостаточными силами.
И Донбасские республики, и Москву, поддерживающую их в военном отношении, подловили буквально "на взлёте". Общее наступление ВСН было запланировано на более поздние даты, но сознательное обострение ситуации со стороны ВСУ, выразившееся в интенсификацию обстрелов Горловки, Донецка и даже условно-тылового Луганска вынудило ВСН перейти в срочное, слабо подготовленное наступление.

Начало кампании оказалось удачным исключительно благодаря тотальной глупости и некомпетентности украинского генералитета. Купившись на символическое значение Донецкого аэропорта, украинский генералитет допустил ряд непростительных ошибок в планировании обороны терминала, что привело к потере бойцов 93-й бригады (широко известных "киборгов"), а потом ещё и положил немалые силы при неудачной контратаке на терминал.
Но, перейдя к стратегической обороне на подготовленных позициях, ВСУ смогли парировать все дальнейшие удары на Авдеевку и Пески, нивелировав все попытки ВСН развить хотя бы оперативное наступление. В активе ВСН по итогам двухнедельных боёв остались лишь разрушенные терминалы донецкого аэропорта и несколько сёл вдоль трассы Донецк-Горловка.

Точно такими же невнятными и неоднозначными результатами закончились встречные стычки в районе Мариуполя, Гранитного, Еленовки и Бахмутской трассы: везде лобовые атаки ВСН упирались в тщательно подготовленную оборону ВСУ и вязли и иссякали в ней.

Единственным направлением, где сама конфигурация фронта способствовала созданию оперативного успеха, было направление на Дебальцево - там можно было проводить охватывающее позиции ВСУ наступление - либо с целью создания настоящего котла, либо же с целью выдавливания ВСУ с удобного плацдарма для будущей атаки на позиции ВСН.
Однако, даже тут ВСН смогли выделить для наступления лишь 3-5 тысяч человек - против 8-10 тысячной обороняющейся группировки ВСУ, да ещё и находящейся на подготовленных укреплённых позициях.
В такой ситуации наступление было обречено на пробуксовку: уже сейчас видно, что именно недостаточность сил, пытавшихся штурмовать и окружить  Дебальцево, привела к тому, что ВСУ смогли собрать деблокирующую группировку в Артёмовске и успешно отбить назад у ВСН ряд важных оперативных населённых пунктов и номерных высот, которые позволяли практически полностью контролировать трассу снабжения дебальцевской группировки ВСУ.

Кроме того, надо понимать, что Украине выгодно перевести военную кампанию именно в такое русло: настаивать на постоянном "размене фигур" и максимально обескровить ополчение во встречных боях. И, потом, ожидаемо перевести военную операцию в неизбежный эндшпиль.



Если ВСН на начало боевых действий располагали 15-20 тысячами личного состава, то ВСУ имели во всех линиях обороны как минимум втрое больше людей.
Сегодня речь уже идёт о том, что для затыкания дыр на фронте армии Новороссии необходимо перебрасывать тыловые части, в то время, как ВСУ пока ещё задействует лишь вторую и, частично, третью линию обороны.
При этом, согласно моим данным, ежедневные потери ВСН только убитыми уже достигают цифры в 50-60 человек. Несмотря на то, что ВСУ сейчас имеет более чем двойные потери от потерь ВСН, это является угрожающей тенденцией: в перспективе месячных боёв такой интенсивности общие потери ВСН могут составить до 1500 человек только убитыми (и минимум вдвое больше - ранеными), что значительно снизит боеспособность наступающих подразделений.
Для ВСУ же потери даже 5000 тысяч человек не являются критическими - в отличии от третьей волны мобилизации, полностью проваленной Киевом, подготовка к нынешней, четвёртой волне мобилизации производилась гораздо более серьёзно, что позволяет Киеву сегодня уверенно рассчитывать на мобилизацию минимум 40 тысяч человек, чего вполне достаточно и на восполнение безвозвратных и санитарных потерь, и на обеспечение ротации наиболее задействованных в прошлом в боевых действиях подразделений.

И тут я, снова таки, должен согласиться с автором упомянутого обзора. Противостояние будет выиграно тылом.
Если какими угодно способами лучшие умы Новороссии смогут напомнить украинцам, что их настоящее, исконное состояние - это "садок вишневий коло хати", а не сырой окоп под Дебальцево - войну можно будет выиграть.



В противном же случае, в ситуации отмобилизованного общества, с грехом пополам, но проведенной мобилизации и в ситуации формального противостояния "3 миллиона Донбасских республик против 35 миллионов Украины" - прогноз уже будет отнюдь не столь оптимистичным. Это не крошечная, миллионная Чечня. Это гораздо больше.

И тогда уже  Республикам для того, чтобы выжить, надо будет уже задействовать свой стратегический тыл.
Да, над этим можно смеяться. Но, когда дело дойдёт до использования республиками этого стратегического резерва - шутки уже закончатся.

Поскольку потом уже надо будет принимать решения с совершенно иной степенью риска и оплачивать по совершенно иному счёту, когда нынешние "кровавые посиделки" на Донбассе покажутся просто детским утренником с картонной маской Волка и Красной шапочкой.
Пусть даже и "меховой, но с мясом наружу".



Previous post Next post
Up