Символ Донецкого аэропорта.

Jan 18, 2015 20:31



У газеты "Завтра" есть интересная практика: они могут позвонить тебе в произвольный момент времени и практически без подготовки задать тебе простой и незатейливый вопрос, на который просят дать чёткий и однозначный ответ. Называется это, в общем-то, тоже ожидаемо: вопрос в лоб.
После чего ты обычно формулируешь свою позицию - и газета вставляет его в рубрику "Слово дня".
И, что интересно, вот уже не первый раз моя основная мысль комментария так или иначе становилась именно тем словом, которое и красовалось потом в названии рубрики.
В случае Донечного аэропорта это было слово "символ".


Символом донецкого восстания аэропорт стал ещё 25 мая 2014 года, когда его впервые штурмовали ополченцы ДНР.
Так сложилось, что я лично знаю многих штурмовавших аэропорт тогда, в тот день, когда впервые ополчение понесло столь крупные разовые потери.
За три дня до событий в донецком аэропорту, которые стали "чёрным днём" для донецкого ополчения, произошли события на блокпосту под Волновахой, когда диверсионно-разведывательная группа Безлера произвела нападение на блокпост ВСУ.

Эти два события окончательно перевели гражданский конфликт на востоке Украины из статуса вялотекущего противостояния в колею постепенно, но постоянно и неуклонно нарастающего вооружённого, а потом - и военного противостояния.

После этого дня, 25 мая 2014 года, знаменательного ещё и победой Петра Порошенко в первом туре, гражданская война, как оказалось впоследствии, была уже неизбежна.
Обе стороны конфликта уже застыли в монументальности своих позиций касательно будущего устройства страны - и прошедшие полгода ничего не убрали из них, а лишь добавили.

Сейчас те, первые бои в аэропорту Донецка уже кажутся игрушечными: тогда в основном применялось стрелковое оружие, никто в том далёком мае ещё не бросал в бой бронетранспортёры или танки, не стрелял по жилой застройке из ракет "Точка-У".
Сегодня у нас на дворе снежный и слякотный январь. Вот уже пятый месяц вокруг Донбасса существует некое виртуальное перемирие, которое нарушалось и нарушается каждый день.
В последнюю же неделю ситуация вокруг Донецка и Луганска обострилась и того больше: речь уже идёт не просто о срыве существовавшего мирного плана - стороны вновь дошли до ожесточонности боёв июля-августа, когда "северный ветер" на просторах ДНР и ЛНР дул особенно сильно.

Как я уже писал, сегодняшнее ополчение, в общем-то, может похвастаться исключительно более высокой организованностью по сравнению с периодом августа месяца. Ни в численности, ни в мотивации на сегодняшний день ополчение никак не выросло: достаточно большое количество сегодняшних командиров армии Новороссии скептически смотрят на фигуру главы ЛНР Плотницкого и, в меньшей степени, главы ДНР Захарченко. Поэтому возлагать на ополчение функции стратегического наступления на позиции украинской армии бесполезно: аэропорт - это верх боевого применения ополчения в наступлении.

Однако, по понятным причинам, которые я уже несколько раз разбирал у себя в блоге, тянуть вечно с состоянием "ни мира, ни войны" и изображать "вечную майскую перестрелку" в аэропорту невозможно: необходимо или идти вперёд - или же столь же неизбежно откатываться назад.
Причём, что характерно, такая проблема стоит и перед ЛНР / ДНР (и незримо стоящей за их спинами Россией) и, одновременно, ещё более остро - перед Украиной. И маячащими за спиной у киевского режима Соединёнными Штатами.

Все эти бесконечные "колонны техники", которые как бы не замечают наблюдатели ОБСЕ, все эти "приведения к единоначалию", которыми грешат обе стороны, все эти волны мобилизации в украинскую армию - это подготовка к наступлению, которую производит каждая из сторон.
И, значит, чьё-либо наступление воспоследует столь же неизбежно, сколь неизбежен приход весны в северном полушарии уже через два месяца.

Армию нереально долго держать отмобилизованной и готовой к действиям. Находящейся в окопах, а не в тёплых расположениях "зимних квартир". Если на стене висит ружьё - то оно должно выстрелить в последнем акте.
А ружей по всему Донбассу сегодня развешано столько, что они просто обязаны выстрелить.

При этом то, что мы видим в медиа и в репортажах с мест - не более, чем картинка для СМИ.
Сам по себе аэропорт сегодня уже не имеет ни военного, ни даже политического значения: развалины воздушной гавани совершенно невозможно уже использовать ни в качестве удобного плацдарма для наступления вглубь Донецка, ни для размещения артиллерии.
Функции же аэропорта им утеряны ещё в том самом мае 2014 года.

Однако, обе стороны уже слишком много вложили в штурмы, захваты и удержания аэропорта, чтобы просто отказаться от идеи вернуть контроль над аэропортом себе. И, конечно же, продолжат увлекательный сериал "Развалины аэропорта имени Сергея Прокофьева" до полного его уничтожения.

Но, как я уже сказал, настоящий удар будет нанесён совершенно в другом месте.
Мой полный комментарий для газеты "Завтра" включал и такую фразу: "гораздо более логичными действиями для ополчения были бы захват Авдеевки и Мариуполя, срезание Дебальцевского выступа и - удар вдоль украинско-российской границы с выходом в тыл позиции украинской армии у Станицы Луганской и Счастья. Однако такие удары невозможно себе представить с использованием только сил ополчения".
Как невозможно было представить прорыв вдоль границы и Иловайский котёл ещё в начале августа 2014 года, когда ДНР и ЛНР агонизировали под рассекающими ударами украинских войск.

Однако, это означает не невозможность такого сценария, а лишь утверждение, что "северный ветер" будет снова дуть. Как это и положено морозными февральскими днями.

А пока Украина вовсю штурмует аэропорт. И наносит удар по позициям армии Новороссии в районе Горловки, которые позволяют украинской армии, не ожидая смены ветра на северный, использовать ответную слабость позиций ополчения на Горловском выступе.
И, если Горловка окажется под настоящей угрозой (а это всё-таки не аэропорт, а реальная возможность снова окружить Донецк, как это было в августе) - мне кажется, что северный ветер снова задует по-полной, уже без скидок на декабрьские и январские оттепели.
Точно также, как и встречный танковый бой в городской черте Донецка и взорванный Путиловский мост - это гораздо более важные события, нежели штурм или удержание развалин аэропорта.
Потому что Путиловский мост - это, вообще то, "северные ворота" Донецка. Находящиеся уже в глубоком тылу аэропорта.



Ведь, как ни крути, а задавить ДНР и ЛНР Россия позволить не может.
Потому что потом украинским детям будут в полном праве рассказывать уже о пятой русско-украинской войне.
Рассказывать с позиций победителей.
А это уже, как ни крути, символ, с которым не поспоришь.

Поэтому, кажется мне, что февраль у нас будет холодным. И ветренным.



Previous post Next post
Up