Продолжая разговор о возможности подполья на Луне и учитывая реалии ну, например, современной Украины, а также используя информацию из массы теперь доступных методичек по действиям сил специальных операций (в российской терминологии СпН), нам стоит указать и на ещё одну ахилессову пяту любого подполья.
Кроме вопросов связи и конспирации, которые мы начально разобрали на примере телефонов в предыдущей статье, любое подполье сталкивается с вопросами получения денег для ведения своей борьбы.
И упирается в вопрос расширения базы подполья, который я детально разобрал в
первой статье.
Сопротивление режиму в большинстве случаев начинается с желания индивидуумов устранить неприемлемые условия созданные непопулярным режимом или оккупационной силой. Отношение оппозиции к официальным лицам и ненависть
к существующим условиям, которые вступают в конфликт с ценностями, интересами, устремлениями и образом жизни индивидуума распространяются от индивидуума к его семье, близким друзьям и соседям. В результате, все сообщество может приобрести ненавистное отношение к органам власти.
Иногда этот процесс длится десятилетиями и даже дольше, но сегодня, благодаря информационной накачке общества и взаимосвязанности его членов, он может вызревать и за считанные месяцы.
Достаточно вспомнить, что именно ненависть к "всенародно избранному" президенту Ющенко и привела к власти "диктатора Януковича", которого сбросили с властного олимпа, чтобы тут же поставить на престол "миротворца Порошенко", полураспад рейтинга которого мы уже можем наблюдать практически сейчас.
Первоначально, эта ненависть проявит себя в виде спорадических, спонтанных ненасильственных и насильственных
случаях сопротивления людей представителям власти. С ростом недовольства, природные лидеры, такие как бывшие военнослужащие, священнослужители, владельцы местных компаний, представители местного самоуправления начинают оформлять это недовольство в организованное сопротивление в единую систему, что только способствует его росту.
Население при этом должно верить, что в случае массового неповиновения режиму ему нечего терять, или - что у него есть возможность получить большее. Ключом к преобразованию растущего недовольства в восстание является осознание существенной части популяции, что им нечего терять в условиях революции, а также вера в возможный
успех.
Дополнительно, конечно же, необходима «искра», которая и запускает восстание, например, катализирующее событие, которое разжигает недовольство правительством, и, одновременно - активное, зараннее подготовленное руководство восстанием, которое и способно использовать эту ситуацию.
При этом подполье, которое проходит весь путь от спорадических и спонтанных неорганизованных протестов и подводит общество к открытому восстанию - и является той самой "основой айсберга", которая и позволяет перейти к публичному, пусть пока и партизанскому противопоставлению себя существующему режиму.
Визуально это можно представить вот так:
Как видите, даже акты саботажа и политического насилия (как это показывает нам Хайнлайн) в "Луне" - это уже практически переход к открытому противостоянию с существующим режимом или оккупационной администрацией. До этого момента любое подполье проходит массу подготовительных этапов, обрастая идеями, концепциями, связями и группами поддержки.
Попытка сегодня выдать желаемое за действительное, углядев в нескольких взрывах на Украине "переход подполья к открытым действиям" или же наивная попытка Хайнлайна "перепрыгнуть" от небольшого сборища маргиналов в Луна-сити сразу к массовым актам саботажа и вооружённому восстанию - не более, чем провокации СБУ или же художественный приём, чтобы не утомлять вас сотнями страниц романа, который повествует о медленном, но неотвратимом росте лунного подполья.
Условно говря, пока о "проклятом режиме" и "преступной хунте" не будет кричать каждый украинский подъезд, или же пока профсоюз лунных шахтёров не проводил бы у Хайнлайна чуть ли не еженедельные забастовки - о нормальном, действующем подполье можно и не заикаться.
"Зелен виноград".
Что, в общем-то, показал и сюжет "Русской Весны" - первые же, слабо организованные выступления одесситов, харьковчан, запорожцев и днепропетровцев были подавлены, а на более структурный протест у активной части общества "За восстание" уже не хватило сил.
Кроме того, по факту, оказалось, что у "Русской весны" не было никакой идеологии, кроме как быстрейшее вхождение в состав России - или же слабая попытка вернуть и без того хреновый статус-кво, обанкротившийся ещё при Януковиче.
Мятежники же, в случае успешного развития подпольной деятельности, должны иметь программу, которая оправдывает их действия и проясняет, почему статус-кво, представляемый режимом, неприемлем. Самая важная часть любого мятежа - это жизнеспособность его установок.
Существенно важно, чтобы послание физически достигало людей и придавало осмысленность их будущему образу жизни и их будущей борьбе. Восстание не может получить активной или пассивной поддержки без достижения этих целей. Этот факт делает язык, культуру, социальный ландшафт населения архиважным для подъёма вверх по "айсбергу мятежа".
Идеология является важным фактором в деле объединения разнородных целей и нтересов членов восстания. В качестве набора внутренне взаимосвязанных убеждений, ценностей, норм, идеология используется для манипуляции и оказания влияния на индивидуумов в составе группы. Идеология служит в качестве призыва членов популяции к присоединению к борьбе.
При этом важно, чтобы идеология восстания и мотивация повстанцев должна оставаться всё время взаимосвязанной, продолжающей друг друга и монолитной.
Даже в случае единичного расхождения, противник в лице действующего режима получает снова возможность обратиться к личным убеждениям каждого члена подполья, попутно разрушая единство сил сопротивления.
Так, например, декларации о суверенитете Луганской и Донецкой народных республик подразумевали немедленное реформирование ненавистного олигархического строя, который полностью уже обанкротился на Укриане, о том же, в общем-то, говорили и
декреты и призывы Ялтинской конференции, но вот реальные действия властей ЛНР и ДНР оказались бесконечно далеки от идеалов какого-либо народовластия.
Что и позволяет сегодня Украине перейти в контрнаступление на позиции теперь уже чисто номинально "народных" республик и резко снижает мотивации населения этих территорий и защищающего их ополчения.
Сегодня ситуацию с республиками может спасти только нападение Украины - от внутренних процессов они могут "загнуться" уже в самом ближайшем будущем.
В то время, как вопрос национализации крупной собственности, стоявший ещё в июне на повестке дня, мог бы и сегодня являться выходом из "олигархического тупика" Украины.
Однако, как я сказал, именно вопрос денег всегда стоит самым острым образом перед любым подпольем.
Весь "айсберг" подготовительной работы - от самых первых проявлений недовольства и вплоть до явного саботажа и партизанщины - удерживается именно притоком ресурсов, людей и денег в структуры подполья.
Классикой практически любого подполья является его внешняя поддержка.
Без разницы кто (и против кого) поддерживает подполье. США мог бороться с СССР и его сателлитами, СССР мог всячески поддерживать коммунистические и левые партии повсюду в мире.
Представить себе подполье без внешней поддержки - нереально.
Хайнлайн, при описании "лунного восстания" тут тоже делает "финт ушами" и подставляет нам в качестве ответа не какое-то государство Терры, которое выступает в качестве противовеса к Земной Федерации и скрыто поддерживает подполье лунарей, а вставляет нам опять в качестве ответа вездесущего Майка-суперкомпьютера.
Который, якобы, осуществляет финансирование восстания за счёт печати дополнительных количеств чеков Администрации, а потом решает вопрос их обмена на доллары Гонконга-на-Луне.
В реальности же подполью надо опираться на внешние силы. За пределами оккупированной территории и неподконтрольные режиму, с которым подполье борется.
Это подтверждается и историческими примерами - восстания не были успешными без определённых форм внешней поддержки.
Поддержка подполья внешними силами может проявляться в виде:
• Моральной и политической поддержки на международном уровне;
• Ресурсной поддержки, такой, как деньги, оружие, продовольствие, советники и инструктора;
• Убежища, такие как защищенные тренировочные лагеря на сопредельной территории, оперативные базы за пределами государственной границы, защита от экстрадиции для видных деятелей сопротивления режиму, через которых и осуществляется координация работы подполья.
Правительства, оказывающие поддержку восстанию, обычно разделяют интересы или идеологические принципы с повстанцами. Этнические анклавы или диаспоры на территории третьих стран могут оказывать существенную поддержку в виде политических заявлений, деньгами, людьми и предоставлением убежища.
И вот тут мы подходим к основному противоречию, которое было "замылено" Хайнлайном в случае "Луны - суровой хозяйки", а в нашей реальности - привело к пробуксовке, а потом - и остановке "Русской Весны".
Как оказалось на выходе - "Русская Весна" была всемерно поддержана россиянами и русскими (как исторически тесно связанными с Украиной людьми), но получила весьма половинчатую и скупую поддержку российского правительства.
Оказалось, что цели России, как цивилизации (а тут уж, как ни крути, но "глас народа - глас божий") оказались очень отличными, а иногда - и полностью противоположными целям российскогоправительства и российской элиты.
В итоге мы вот уже почти год видим странное: весь российский агитпроп всячески пытается объяснить "непонимающему ситуации" российскому народу, что "Донбасс - это не Крым" (а "Крым - это Россия"), чем и погружает страну в когнитивный диссонанс, жителей Донбасса повергает в ужас и в отчаяние, а все структуры подполья той самой, объявленной ещё весной "Большой Новороссии" - в состояние фрустрации и полного разочарования.
Ибо, и в самом деле, если рассуждать чисто логически-географически "Одесса - не Крым и даже не Донбасс". И, как следствие, "не Россия".
Результат такого подхода прости незатейлив: реальное подполье на территории Уркины сейчас подпитывается только за счёт частной помощи тех самых "россиян и русских", которые по-прежнему вверят в те идеалы и идеологические принципы, которые подняли их из безвременья ещё весной и заставили их помогать своим братьям на Украине.
Ибо, как не странно, "Одесса всё-таки - не Душанбе", а "Харьков - не Ташкент" и повторить сюжет ухода русских диаспор из Средней Азии в случае Украины практически нереально. Слишком много связей, слишком много родственников, слишком много общего.
Позиция же официальной Москвы - труслива и непоследовательна. Одной рукой мы выдвигаем идею о "Большой Новороссии" - другой рукой забираем Крым. Одной рукой мы начинаем поддерживать Стрелкова и Безлера - другой рукой мы подписываем выборы Порошенко и даём бесплатный газ, одной рукой мы поддерживаем "народные" республики - другой рукой мы закрываем глаза на ликвидацию лидеров ополчения и посадки левых активистов, одной рукой говорим, что "Крымнаш", а другой рукой - снова поставляем уголь и электроэнергию на Украину, так и не решив за 10 месяцев вопрос снабжения Крыма электроэнергией.
Надо ли объяснять, что нет ни мифических "инструкторов", нет никаких лагерей по подготовке, а "советники" скорее стремятся набить свои карманы и свалить куда подальше с территории, которую они плохо понимают и не осознают своих целей и задач в этом конфликте?
Подполье и восстание буксуют и захлёбываются в собственных проблемах.
Службы же и ведомства сосоеднего, вроде как бы и должного поддержать подполье государства - сидят без движения и обеспечивают своим бездействием тот самый "исторический пример": восстания никогда не были успешными без определённых форм внешней поддержки.
О чём и должен был писать нам Хайнлайн, если бы он рассказывал о реальных буднях подполья, партизан и лунных сепаратистов и о скрытой поддержке Луны какими-либо "пролунными" силами на Терре, а не сочинял бы фантастический и малоправдоподобный роман, который, в общем-то, должен был иметь, в первую очередь, кассовый успех...
Но - Луна будет свободной, товарищ.
Поскольку проблемы Луны от нас никуда не делись, а без внятной идеологии завтра погибнут все - и Луна, лишённая любых значимых природных ресурсов, и Терра, которая уже понимает, что невозможно лишь вывозить нефть, а завозить назад только дефлопе для элиты...
Продолжение следует.