Заглавный рисунок - наглядное представление странного аттрактора.
Так в математике называется притягивающее множество неустойчивых траекторий в фазовом пространстве диссипативной (неравновесной) системы.
С точки зрения обычных, классических термодинамических систем странный аттрактор невозможен: такие системы обычно полностью находятся во власти второго начала термодинамики, которое диктует весьма простые правила поведения: от порядка к хаосу, от малой энтропии к большой, от сконцентрированной энергии - к тепловой смерти Вселенной.
В случае же странного аттрактора у диссипативной системы (а все мы с вами - диссипативные системы достаточно высокого порядка) появляется ещё одно решение термодинамического уравнения, которое и описывается странным аттрактором. Это решение не описывается аналитическими уравнениями, оно по сути своей неусойчиво и состоит из отдельных локусов и фракталов, но только оно обеспечивает развитие системы.
Человеческая цивилизация тоже является диссипативной структурой. Но и второе начало термодинамики от нас никуда не делось, в силу чего в любой исторической точке развития общества у любого народа, нации или цивилизации есть три принципиальных выбора: саморазрушение, консервация или же развитие. Третий сценарий и описывается странным аттрактором.
Саморазрушение - это простой аттрактор, унаследованный диссипативными структурами от неживой природы. Если происходит тривиальное разрушение общества, то ничего «прогрессивного» на таком этапе развития не происходит: речь идёт лишь о том, что неудавшийся эксперимент освобождает место под Солнцем для тех, кто приходит за ним. Так уже происходило множство раз в истории - и если существующая глобальная цивилизация погибнет, то развитие диссипативных структур никак от этого не прекратится.
Консервация развития или миграция в новую среду обитания с ещё неисчерпанными ресурсами и с использованием уже существующего уклада - более характерная цель. Обычно миграция происходит в момент, когда собственные ресурсы диссипативной структуры уже близки к исчерпанию, как это произошло в эпоху Великих географических открытый с европейской цивилизацией. Другой путь, путь консервации существующего уклада без его изменения, был показан в истории Китаем, который не начал своей собственной китайской пространственной экспансии, но в итоге всё равно не избежал циклических кризисов в своей средневековой истории. В истории биологических видов и первобытных племен даже наблюдались феномены «адаптивного регресса» - когда спасительными адаптациями оказывались упрощение или же относительная примитивизация. Однако заканчивались такие попытки сохранения существующего уклада всё равно катастрофами: Европа после исчерпания политики колониализма и пространственной экспании погрузилась в ужас Первой мировой войны, Китай на выходе из циклических кризисов получил Опиумные войны и порабощение страны, ну а о судьбе «приспособленных австралийцев» даже и вспоминать не хочется.
Третий же путь, основанный на феномене странного аттрактора заключается в том, что устойчивость системы обеспечивается новыми механизмами поддержания жизнедеятельности и достигается на более высоком уровне неравновесия со средой. В этом случае прогресс (а второе значение латинского слова progressus - это «успех») исторически выстраивается в последовательную тенденцию «удаления от естества», «ухода от традиции» или же «покорения природы».
И, собственного говоря, мы видим это в мире вокруг нас. Чем выше текущий, уже достигнутый обществом или цивилизацией уровень устойчивого неравновесия (который мы и называем жизнью), тем отчетливее выражены качества субъектности и субъективности, и тем меньшее влияние на общество и цивилизацию оказывают объективные процессы природного плана. К ХХI веку уже, я думаю, всем предельно ясно, что в современном нам мире художественные образы, религиозные и философские учения, научные открытия или даже бред полубезумных фанатиков оказывают на мир большее влияние, нежели землетрясения, цунами, падения метеоритов и даже глобальное потепление.
Существующий вокруг нас мир уже давным-давно стал виртуальным, в котором реализовались многие самые смелые мечты или фантазии, которые во времена Пифагора и Сократа, а то Вольтера и Декарта казались бы несбыточной утопией. Удельный вес событий, происходящих в субъективном («виртуальном») мире, по отношению к событиям, творящихся в мире физическом (ну или «вещном» и «энергетическом»), постоянно растёт - и эта тенденция, в случае следования мира уже описанному странному аттрактору, только усилится.
Выводы из изложенных мыслей вам надо делать самостоятельно.
В конце концов никто не мешает идти по китайскому или австралийскому пути (называя это «возвратом к традиционным ценностям» или «скрепами нашего общества») - или же пытаться повторить путь европейский который и привёл нас к существующей глобальной цивилизации, влетевшей в очередной кризис (называя это почему-то «интеграцией в мировое сообщество» или «новой политикой российской нации»).
В конце концов ведь к любой цели есть множество путей - и странный аттрактор показывает самый простой, но отнюдь не столь очевидный путь.