Лишние люди

May 27, 2016 09:56



Кадр со съёмок «Метрополиса» Фрица Ланга. Сцена с детьми.

Тезисы нашей беседы о «лишних людях», которая прошла в рамках передачи «Новый День» с участием Виктора Мараховского, главного редактора информационного портала «На Линии», лучше всего иллюстрировать кадрами из классического фильма Фрица Ланга «Метрополис».

Снятый в 1927-м году, в момент якобы цветущей и устойчивой Веймарской республики, этот фильм показывает совсем иное будущее. Тяжёлое, гнетущее, безнадёжное - в котором действие происходит в футуристическом городе, намертво разделённом на две части: верхний Рай, где обитают «хозяева жизни» и властители Метрополиса, и подземный промышленный Ад, жилище рабочих, низведённых до положения придатков гигантских машин.

Сама по себе съёмка «Метрополиса» может послужить иллюстрацией к сюжету рождения «лишних людей». За парадным фасадом Веймарской республики, которая уже через шесть лет после «Метрополиса» породит монстра Третьего Рейха, скрывалась совсем иная реальность.
После инфляционной катастрофы 1923 года Германию лихорадило, введение новой, устойчивой рейхсмарки лишь частично решило экономические проблемы Германии, а последовавшая через два года Великая Депрессия в США похоронила и этот неустойчивый рост.


Это отразилось и на процессе съёмки «Метрополиса». Режиссёр фильма, Фриц Ланг, вначале думал использовать для съёмок художников, комбинированную технику и рисованные планы.
Сам по себе образ Метрополиса в первом приближении напоминал современный с Лангом Нью-Йорк - немецкий режиссёр восторгался «Большим Яблоком», считая его в чём-то квинтэссенцией эпохи модерна, которая тогда шествовала по всей планете.



Как изменялись декорации «Метрополиса» - от копии Нью-Йорка 1920-х годов до мрачного города с Башней в оригинальном фильме Ланга (кликабельно).

Однако, ситуация в Германии 1920-х годов внесла свои коррективы. Выяснилось, что для съёмок «Метрополиса» оказалось легче лёгкого найти сотни и даже тысячи статистов, которых можно было заставить участвовать в практически любых массовых сценах.

Так, по разным оценкам, в съмках «Метрополиса» принимало участие от 27 до 37 тысяч статистов, включая 750 детей. Более того, для съёмок сцены с Вавилонской Башней, архитектурным доминантом Метрополиса, более 1100 статистов согласились побрить голову наголо.



Кадр со съёмок «Метрополиса» Фрица Ланга. Сцена с Вавилонской Башней.

Такое увлечение монументальными съёмками с использованием массы дешёвых, тех самых «лишних людей» и сыграло впоследствии злую шутку с Фрицем Лангом и со студией UFA, которая профинансировала съёмки «Метрополиса».

В фильм вложили 7 миллионов рейсмарок. Ожидаемо статисты получили очень немного, львиную долю расходов потянули декорации фильма, которые стоили более 5 миллионов рейхсмарок. Было отснято более 620 тысяч метров плёнки (620 километров!), съёмки продолжались почти что два года, по совокупности заняв 310 дней и 60 ночей съёмочной работы.

Итоговый фильм занял больше 3 часов экранного времени и занимал более 4000 метров (4 километра) плёнки. Как видите, на готовый фильм в итоге потратили всего лишь 0,6% от отснятого материала. Неудивительно, что несмотря на успех у критиков и приличные сборы в самой Германии, фильм «Метрополис» так и не окупил своего создания. Это привело студию UFA к финансовой катастрофе - после этого провала она так и не оправилась. Ни богатая фантазия режиссера, ни масштабы постановки не спасли фильм от финансового краха. Авторитет Ланга был серьезно подорван, и он вернулся к созданию детективно-приключенческих фильмов. Ну а нам остался удивительный «Метрополис», с его эпическими массовыми сценами, одну из которых вы, безусловно, видели.

image Click to view





Метро «Выхино», наши дни. 7-30 утра.

Ну а теперь, и в самом деле - к нашим дням.

Есть ли сейчас в современном обществе «лишние люди»? Те самы статисты, присутствие которых и позволяет снимать современный фильм о мегаполисе Метрополис? Да, конечно, они есть - и, более того, они составляют львиную долю жителей современных мегаполисов - будь то Москва, Нью-Йорк или Берлин.

Крупные города - это «кладбища живых людей», в которых их медленно переваривают, лишают будущего и мотивируют не заводить детей, по факту выписывая им лишь «премию Дарвина в рассрочку». Которую они не только принимают добровольно, но и согласны ещё и доплачивать из своих кровных за её покупку.

В том числе и потому, что крупный мегаполис предлагает тебе и съёмки в очередной ре-инкарнации «Метрополиса», и даже самый-пресамый модный iPhone самой последней модели, который на 1 мм тоньше и на 2 грамма легче предыдущего.И который разобьётся уже через два месяца, но за который надо будет выплачивать кредит ещё минимум полтора года.

При этом, в общем-то, уровень утилизации людей просто отличается уровнем их допустимого потребления. Кого-то утилизируют на покупке «однушки» в Балашихе, «всего лишь в 10 километрах от МКАД», кого-то - покупкой модно-инновационной «Теслы» непонятной стоимости - но выход всегда, в общем-то, один.

Через десять лет после съёмок «Метрополиса» в мире были уже совсем другие сюжеты. И совсем другие «лишние люди»....



Дети Освенцима. 1945 год.

Но начиналось всё это ещё в те казалось бы спокойные годы. В Веймарской республике, снимавшей «Метрополис», в котором вдруг оказалось 30 000 лишних людей. Включая 750 детей.

Об этом и о многом другом - наша передача с Виктором Мараховским. Это, скорее, предупреждение и описание «истории болезни», нежели готовый рецепт и план выздоровления.

image Click to view



Мнение Виктора я вынес в анонс передачи: «Вы знаете, нынешнее поколение "творческих людей" ещё не осознало то, что является непреложным фактом и неизбежностью - сама история уже списала их в расход, на утилизацию. Более того, упомянутых "креаклов" даже обучать этому не надо. В нужный момент они "утилизируют" себя и сами. Потому что им объяснят, что это  - модно и современно».



Будущее «Метрополиса» приходит к нам на своих металиически-кремниевых лапах только сейчас. Но кому от этого легче?

Виктор - оптимист. Я - пессимист.
Поэтому я и начал, и закончил свой краткий рассказ иллюстрациями таких разных детей. Которых разделяет меньше двадцати лет по временной шкале. Потому что в будущем возможны самые разные сюжеты.

Видео, Бегущий по лезвию, Россия, Будущее

Previous post Next post
Up