Ученик
- Семёныч, ну что тебе стоит? Ну чего ты опять ставишь меня в неудобную ситуацию?
- Антон, я его учить не буду. Он тупой. Почему он всё время просит меня повторять одни и те же операции?
- Ну, Семёныч... Ну ты же знаешь... Ну такая специфика обучения этого нового поколения: пока ему твою работу сто раз не покажешь - они ничего не понимают. Ну не учили их в школе тому, чему учили нас с тобой. Им и математику надо проходить по сути заново.
- Заново-заново! А мне какое дело, что это чудо математику в школе прогуляло? Я что, должен постоянно рисковать своей шкурой, чтобы этому «молодому дарованию» основы арифметики и выражение 2+2=4 объяснить?
- Ой, ну не начинай эту свою старую песню... «Шкурой рисковать!» Когда ты последний раз шкурой рисковал? В 2025-м, когда сам на шагающем экскаваторе в угольном разрезе работал? Ты же теперь дома сидишь, а машина тебе всю информацию по телеканалу передаёт - знай, наблюдай себе за панорамными экранами, да отмечай себе отметки для ротоковша, чтобы не зацепить пустую породу вместо пласта!
- Много ты понимаешь в нашей работе! Ты, кроме как на практике, никогда на настоящем шагоходе не сидел! Да и на практике, знаю, как вас на экономическом факультете учили: десять минут в кабине возле мастака, чтобы смазку и пыль понюхать - и дальше, в контору, к мониторам дробильного завода, к флотационной линии обогащения и весам станции отгрузки.
- Семёныч, ну хватит. Я понимаю на что ты давишь - да, я в шагоходе не сидел. Скажу честно - даже и в институте практику пропустил, заболел неудачно тогда. Но специфику твоей работы я понимаю отлично. Начиная с модели 25 у вас, операторов, только в названии «экскаваторщик» осталось, да в трудовой книжке. Сидишь ты дома, работаешь по 8 часов с перерывом на обед и с четырьмя техническими перерывами - и никто на твои трусы не смотрит.
- Сволочь ты. Таки смотришь записи наблюдения! Ну ты и сука!
- Да нужны мне твои, млять, семейные виды. Не смотрю я на тебя, тьфу! Мне только алкотестер важен, чтобы потом не краснеть и под суд не идти, если ты с машиной что-то напортачишь! По статистике большинство операторов в трусах сидят, какой идиот будет на себя комбез дома напяливать!
- Точно не смотришь?
- Мамой клянусь, Семёныч. Зачем ты мне сдался? Норму ты выполняешь, происшествий на работе у тебя нет, уголь даёшь качественный, целики вырабатываешь все. Всё, что прошу - научи мальца твоей работе и твоим умениям. Расцелую во все твои органы, что выше шеи. А трусы твои мне даром не сдались - пусть их Машка рассматривает.
- Ладно. Но учти - у меня трудовой договор, и это хреново «прайвиси» там чётко прописано.
- Всё, проехали. Так что там со стажёром?
- Ну, не знаю, Антон. Неправильно это как-то. Я же уже не раз новичков обучал - благо через меня практически весь персонал «Северо-Восточного рудоуправления» прошёл. И на шагоходах который, и на дистанционной проходке в штольнях. Ну, по-человечески прошёл весь это процесс, от и до. Сидишь, общаешься. Понятно, что в чате или по видеоканалу, понятно, что человека видишь только на экране или ощущаешь его руку в дублирующей управляющей перчатке - но всё-таки это живое общение! А тут... ну как с куклой говоришь. Пробуешь пошутить «сейчас мы хлопнем лещём по верхней выработке» - а он тебе «нарушение техники безопасности». И рука в виртуальной перчатке какая-то ненастоящая что-ли, «ватная» какая-то.
- В смысле «ватная»?
- Ну, нет ощущения того противодействия, как если ты обычно с новичком работаешь. Новичок обычно дёргается, боится, когда шагаход внезапно в движение приходит, весь как бы напрягается, когда ты ротоковш в породу вбиваешь. Ты же знаешь - на управляющих перчатках есть обратная связь, чтобы оператор нагрузку машины чувствовал. Перегрузишь ротоковш - пойдёт вибрация и на перчатки, и хотя и знаешь, что ты за сто километров до разреза, а всё равно боишься, чтобы тебе руки породой не завалило.
- А тут что?
- А тут... Ничего тут. Он почти как профессионал работает. Спокойно, ровно подводит, так же спокойно и отводит ковш от породы. Но местами вдруг лажает - и совершенно на ровном месте, казалось бы. Бывает и по несколько раз ошибку делает, как тупой. А потом вдруг, клац - как переключился. Будто издевается. Ты говоришь, что это издержки обучения, ну а мне что, от этого легче? Я же совершенно расслабиться не могу.
- Семёныч, заканчивай. Ну я тут причём, что твой новый ученик - тотально непьющий? Найди себе собутыльника и расслабляйся с ним после учебной смены. Этот ученик с тобой точно пить не будет, у него другой метаболизм.
- Метаболизм, метаболизм... Достал ты меня! Я тебе говорю, нет у него души, нет у него творческой жилки! И вообще - не в выпивке дело, а в общении!
- Ладно, всё проехали, Семёныч. Заканчивай ныть. Портить ценное приобретение управления я тебе не дам - за нового стажёра контора дофига денег разработчикам отсыпала. Твоя задача - научить этот хренов нейрогель всему, что ты знаешь и срок у тебя - два месяца. «рук» у твоего ученика нет в принципе, поэтому дрожать в перчатках там абсолютно нечему. Там программная эмуляция обратной связи и какие-то хитроумные датчики. Сказали, что в 35-й модели сделают получше, но пока что работай с тем, что есть. Это, в конце-концов, не сексобот, чтобы тебя нежно и страстно обнимать, а обычный промышленный нейрогель. Хотя, как мне сказали, что-то в этом интерфейсе и от сексоботов есть - так что, можешь его «Кристиной» называть, а не «Кристианом».
- Слушай, ну вот это уже лишнее, Антон... Я могу ведь и в профсоюз настучать! И, вообще, что там у нас с разрешённым процентов роботов на производстве?
- А вот тут мы, Семёныч, и подходим к главному вопросу. Через полгода у нас открывается подводная добыча. Возле берегов Папуа-Новой Гвинеи. И там будет стоять совершенно новое оборудование. Подводные шагоходы и новые глубинные обогатительные комплексы, на которых опыта работы - с гулькин нос. И специалистов - кот наплакал. Ты у нас, можно сказать, ветеран - на твоих плечах и твоими руками мы всю новую технику освоили, с 25-й по 32-ю. Кстати, подводный шагоход на основании этой 32-й модели и сделали, так что тебе - и все карты в руки.
- Шантажируешь?
- Нет, расставляю точки над «ё». Чтобы у тебя иллюзий не было. Помнишь: «или я веду её под венец, или она ведёт меня к прокурору?» Так и тут точно такая же ситуация. Или ты - тушкой, чучелкой, нейросетью, рачком или ласточкой добиваешь этого «Кристиана-125Хприм» до рабочего состояния за две недели и через три месяца летишь на Бали с Машкой на подготовительные работы первого подводного блока возле Папуа - или я выписываю тебе волчий билет и раннюю пенсию. По выслуге лет. И наделать мне с высокой колокольни, что мы с тобой в горном в одном потоке учились, вместе водку пили и баб портили!
- Антон, ладно, ладно!
- Что - ладно?
- Ну, еду я на Бали, еду. Ты же знаешь.
- А зачем ты мне тут истерику устраивал? Цену себе набивал?
- Да нет, не подумай. Я же о подводном проекте мало что знал, мне все талдычили, что именно туда мы этих «Кристианов» и готовим. Что нас так под Воркутой в грязище и оставят, а этих сратых киберов туда забросят. Мол, начальству в западло командировочные платить работягам, а киберы не пьют, не едят, и работают без перерывов на обед и на отлить. Ну и алкотесты не заваливают. А тут - такой подарок для Машки! Точно не врёшь?
- Не вру. И командировочные там нормальные, хоть бунгало на берегу океана снимай. Больше того, скажу тебе - но только в этой комнате. Через лет пять «Кристианы» - или что там ещё к тому времени в арсенале будет, заменят вас и на подводной выработке. Может быть - лет через десять, но это так, самый плохой вариант, если их обучение совсем буксовать будет. Но учти - 32-ю «подводную» скоро заменят там на 35-ю, так что информацию о поведении операторов через новые датчики будут там снимать в режиме онлайн, постоянно и без вашего ведома. И обучатся новые нейрогели будут ровно с той секунды, как ты руки в перчатки засунешь. И никакой возможности с этого спрыгнуть...
- И что же потом?
- А потом, Семёныч, только Луна и астероиды.
- И что, без вариантов?
- Почему же без вариантов? Можешь сидеть с Машкой на социальном пособии под Воркутой. Еда, выпивка, трусы в горошек, только уже без алкотестера на мизинце. Лет за десять сопьёшься в ноль.
- Сволочь, откуда ты знаешь про трусы в горошек?
- Слушай, достал. Не видел я тебя в трусах - ровно с того момента, как ты с Машкой познакомился на Новый год в 2016-м. Тогда на тебе и были те самые трусы в горошек, если ты помнишь, как ты её встретил утром 1-го, когда она за «чайком» к нам зашла.
- Ладно, проехали. Когда билеты-то брать?
- За неделю доведёшь кибера до ума?
- Обижаешь, Антон. Он - наш человек! Кремень! Глыба! В смысле, доведу за неделю, конечно!
- Ну тогда смотри билеты на октябрь. До первого снега уже улетишь.