Сирия: хорово

Nov 21, 2015 15:36



С момента публикации моей первой статьи «по горячим следам» российских действий на территории Сирии и в воздушном пространстве Сирии и Ирака, прошло чуть больше месяца.
В принципе, как я и предполагал, из сирийского сюжета отнюдь не получилось «маленькой победоносной войны».
По итогам полутора месяцев воздушной кампании с участием на земле целых трёх наступающих наземных корпусов - регулярной сирийской армии, сводных подразделений спецназа Ирана и «Хезболлы» и курдского ополчения, на которое делает ставку США, силы анти-ИГИЛовской коалиции (а точнее - двух коалиций) получили в качестве утешительного приза несколько важных в оперативном, но не в стратегическом плане населённых пунктов, но не обеспечили пока что основной задачи - ликвидации ИГИЛа или хотя бы низведения террористического исламского государства Ирака и Шама до уровня нерегулярных партизанских формирований.


Подобно мутной воде в широкой реке ИГИЛ по-прежнему контролирует связность своей территории, пресекая попытки коалиций расчленить его территорию на несоединённые между собой анклавы.
Кроме того, сам по себе характер пустынной, полупартизанской войны с ограниченными силами «регуляров», которые могут лишь контролировать блокпосты, но не производить тотальные зачистки, не подразумевает «окончательной победы» даже в случае рассечения территории ИГИЛ на отдельные анклавы. Порукой тому, в общем-то, является ситуация в пригородах Дамаска или под Хомсом, которые контролируются прозападными мятежниками вот уже второй год в ситуации оператирного окружения - либо же история осады ИГИЛом авиабазы Кувейрис или оборона Дейр-эз-Зора регулярной сирийской армией.

С другой стороны, значительно нарастить от существующей на сегодняшний день группировки российское авиакрыло тоже достаточно затруднительно.
На сегодняшний день она составляет уже около 70 самолетов фронтовой и дальней авиации и порядка 20 боевых и транспортных вертолетов. Которые, кроме того, понятным образом, воюющие машины должны быть поддержаны воздушными заправщиками, разведчиками и летающими командными пунктами.
Конечно, российская воздушная группировка постоянно увеличивается и, не исключено, что к концу года перевалит за 100 боевых машин, но, одновременно с её количественным увеличением, возникает и всё более усложняющийся вопрос логистики, которая по-прежнему висит на воздушных коридорах в обход Турции на тонкой ниточке черноморских проливов.



«Сирийский экспресс» в турецких проливах. Которые, в общем-то, находятся под юрисдикцией Турции и под положениями конвенции Монтрё.

Стрелять крылатыми ракетами со стратегических бомбардировщиков Ту-95 и Ту-160 и утюжить сараи и бараки ИГИЛ с помощью «Калибров», запускаемых с Каспия через территорию Ирака, конечно, можно. И, конечно, если рассматривать эти действия с точки зрения организации боевого взаимодействия и обучения войск - безусловно «хороШо». А вот если говорить об этих действиях с точки зрения боевой эффективности - скорее «хЕрово», потому что именно за этот подход мы все 1990е и 2000е годы ругали армию США: удары таким оружием по иррегулярной армии, имеющей весьма размытые и сетевые структуры снабжения и управления, являются классической «стрельбой из пушки по воробьям».



Цель крылатых ракет Х-101 - стратегические объекты на территории США, а отнюдь не партизанские отряды ИГИЛ.

Поэтому, в общем-то, гордость от первого реального боевого применения Ту-95, что есть, конечно, «хороШо», одновременно имеет горчинку того, что в аналогичной ситуации в Афганистане боевое применение В-2, В-1 и В-52 со стороны американской армии в итоге имело результатом лишь недавние заявления о «сотрудничестве с талибами», а в Ираке - собственно говоря, и привело к формированию ИГИЛа в его современном виде.
Ну не предназначены стратегические бомбардировщики для ведения контрпартизанской войны, что и было наглядно продемонстрировано на примере действий США со времён Вьетнама.

Тем временем «воробьи» ИГИЛа, о реальности войны которых я уже как-то недавно говорил в своих материалах,  вряд ли пока почувствовали значимый урон от действий российских ВВС, поскольку их «системы наведения» скорее выглядят вот так:



Это, если что, вариант «Злых Птичек» по-партизански. Для понимания того, что делает товарищ террорист, вот: раз, и два.
На этом самодельном миномете отсутствуют прицельные приспособления. Сирийский «умеренный» террорист с iPadом, использует датчики планшета, чтобы определить наклон ствола и привязку точки выстрела и цели по GPS. Обычно это делается обученым расчётом с помощью простого угломерного устройства, закрепленного на стволе и сложных таблиц стрельбы, но тут мы видим вариант «штабной работы» для армии бывших пастухов и лавочников.
Куда это приложение для iPadа шлёт координаты GPS, я думаю, вопрос понятный. Явно - не в Генштаб России. Этот кусок работы, к сожалению, развален у нас напрочь.

Отсюда, в общем-то, и вытекает вопрос и проблема того, что я поднял в материале о парижских событиях - штабы и управляющие структуры и «умеренной аппазыции» и ИГИЛа находятся отнюдь не в провинции Идлиб или в Ракке. Они расположены как раз там, куда изначально и должны были быть нацелены ракеты Х-101.
В варианте Х-102, понятное дело. Чтобы не мучаться долго и попадать точно.
Но такой войны пока что Россия не ведёт - причём речь не идёт не то, что об ударах по Вашингтону или Лондону, но даже и о возмездии для гораздо более близких Анкары, Дохи или Эр-Рияда.
Потому что, скорее всего Синай и Париж - лишь первые ответные залпы немного другой войны.



Россия не воюет в Сирии. В плане того, что не может построить там «мир, лучший довоенного»

Поэтому, в общем-то, я и в будущем ожидаю примерно такого же рисунка боевых действий в Сирии - чужими руками, ограниченными силами и без каих-либо внятных целей.
Впрочем, тут Россия не одинока. Точно также действует и США, воюющие в Сирии и Ираке руками курдского ополчения, иракской армии и сирийских мятежников. Отказывается от сухопутной операции Франция, несмотря на теракты в Париже, выжидают Великобритания и Германия, хотя колокол звонит и по ним. Даже соседний с Ираком и Сирией Иран, который, в общем-то, имеет даже соприкосновение с Халифатом с собственной территории, не пошёл на войну с ним, ограничиваясь поддержкой шиитского ополчения в Ираке и действиями спецназа и союзной Ирану «Хезболлы» в Сирии.
«Прыжок "Пантеры"», не состоявшись в 1911 году, происходит в 2015-м.

Но - Х-102 всё равно надо будет запускать. Просто позже.

Сирия, Политика, Война

Previous post Next post
Up