Когда 5 октября 2011 года глава Apple Тимоти Кук объявил о смерти основателя компании Стива Джобса, то не прошло и часа, как газета New York Times уже опубликовала на своем сайте
некролог в 3500 слов, то есть примерно 7-8 страниц в Ворде 12-м шрифтом.
Как можно было так быстро подготовить качественный текст такого объема? Большого секрета в этом нет такие некрологи пишутся заранее и перед публикацией в них добавляются только последние штрихи. На днях New York Times опубликовала
статью, в которой раскрыла некоторые секреты "кухни" отдела некрологов. Пересказ этой статьи я и предлагаю (по)читателям.
Работа над некрологом Джобса началась в New York Times еще за четыре года до его смерти. Тогда появилась первая "рыба":
"Стивен Джобс, дитя Силиконовой долины, несостоявшийся выпускник колледжа и человек, который изменил отношение мира к персональным компьютерам и цифровым носителям информации, скончался Х в возрасте Х лет. Как сообщил Х, причиной смерти было Х."
Следующие четыре года в текст регулярно вносились добавления и изменения. За год до смерти Джобса информагентство Bloomberg случайно опубликовало некролог на основателя Apple (не только New York Times пишет их загодя). В нем среди нескольких отзывов о Джобсе первым шел отзыв Билла Гейтса.
"Я подумал, что это было бы канонически неверным. Стив бы не хотел, чтобы за Биллом осталось последнее слово", рассказывает соавтор некролога New York Times Джон Маркофф.
Тогда Маркофф обратился к бывшему главе Intell Эндрю Груву c просьбой дать обобщающую оценку карьеры Джобса, но тот отказался, сославшись на собственный преклонный возраст. В конце концов, хорошую цитату удалось получить у маркетолога Региса Маккенны, который участвовал в формировании брэнда Apple.
По иронии судьбы, редакторы New York Times, за которыми оставалось последнее слово, первое слово в некрологе все-таки дали Биллу Гейтсу. Но в целом, когда появилась печальная новость о смерти Джобса, некролог на него был практически готов к публикации и стал одним из немногих некрологов, которые появлялись на первой странице печатной версии газеты.
Практика предварительного составления некрологов появилась в New York Times давно, и сейчас в редакционных загашниках имеются заготовки на 1600-1700 человек, говорится в статье. В среднем каждую неделю примерно три некролога из этого пула идут в печать, и пишется примерно столько же новых. Редактор отдела некрологов Билл Макдональд говорит, что ему хотелось бы иметь в запасе больше текстов, и, ложась спать, он иногда с опаской думает, не может ли кто их внезапно "удивить" этой ночью.
"Теперь, когда кто-то умирает, люди с сайта спрашивают: где некролог? говорит он. От нас требуется быть в постоянной готовности, и это давление растет экспоненциально".
Тем не менее, бывают случаи, когда нужного некролога в запасе нет, и тогда журналистам отдела приходится напрячься и в крайне сжатые сроки выдать текст объемом, скажем, в тысячу слов, как бы сложно ни было реконструировать жизнь человека за столь короткое время.
У этой практики есть еще один аспект: автор некролога может умереть раньше, чем тот, кому этот некролог посвящен. И как отметил один читатель этой статьи в комментах, такие прецеденты уже были. Вот такая селяви.
Свежие некрологи от New York Times можно посмотреть
здесь.