В минувшее воскресенье сходил на выставку
"Гений да Винчи", которая работает в Новосибирском художественном музее. Рекомендую всем новосибирским (по)читателям, причем предлагаю поспешить, так как работает она до 7 апреля.
Один из самых прикольных экспонатов зеркальная комната, восьмиугольник с зеркальными стенами.
Один из разделов выставки модели разных аппаратов и устройств, спроектированных Леонардо да Винчи. Тут и разные подъемники, и летательные аппараты на мускульной тяге, и винторезные машины и всякие повозки. Причем это не какие-нибудь модельки масштаба 1:1000. Некоторые экспонаты занимают полкомнаты. Вот, например, модель летающей тарелки. Шучу. Это танк.
Другие разделы посвящены анатомическим рисункам да Винчи и его картинам. Подлинников не ждите все сплошь репродукции. Ну и наконец целых три зала посвящены "Моне Лизе" и ее секретам.
То, что "Мона Лиза" это великое и требует соответственного отношения, люди поняли относительно недавно. А на протяжении большей части полтыщщи лет с тех пор, как Леонардо ее написал, все думали, мол, картина как картина и хранили ее далеко не в идеальных условиях. У Наполеона, например, она стояла в ванной и, возможно, брызги от императорских купаний не раз орошали лик Джоконды.
В общем, сырость, время и кустарные реставрации привели к тому, что краски выцвели и сегодня перед посетителями Лувра "Мона Лиза" предстает как страдающая желтухой тетка, нарисованная на фоне каких-то болот в ненастный день.
А теперь начинаются тайны. Несколько лет назад некий француз Паскаль Котте получил разрешение заснять "Мону Лизу" своей суперпупер-мультиспектральной камерой с 240-мегапиксельным разрешением. Причем для него с картины сняли не только пуленепробиваемое стекло, но и раму, так что на свет появились еще несколько квадратных сантиметров изображения.
Проанализировав состав красок, Котте пришел к выводу, что на самом деле изначально картина выглядела вот так. Согласитесь, совсем другое дело.
Посетители выставки могут сравнить "Мону Лизу" в разных спектрах и подробно рассмотреть особо понравившиеся части ее тела.
В одном из залов посетители могут представить себя в Лувре и посмотреть на картину через стекло. Здесь же приводится список 25 секретов "Моны Лизы", которые можно разглядеть на увеличенной монохромной копии картины ("Монолизы", как я ее назвал). Например, остатки кружев на платье, которые не осыпались в ходе одной из реставраций вместе с бровями и ресницами Джоконды (никогда не обращал на это внимание, но оказывается у Моны Лизы, как мы ее знаем, нет ресниц и бровей, и по этому поводу народ спорил, что, может быть, мода была такая). Или там другое расположение пальцев в более раннем слое краски.
Разглядывая картину, я внезапно обнаружил еще одну деталь, которая до сих пор ускользала от публики и исследователей. Так сказать, 26-й секрет "Моны Лизы". Оказывается, если посмотреть на картину (пусть даже на репродукцию) под определенным углом, то на ней проявляется силуэт человека с фотоаппаратом.
Воистину, Леонардо был гений!