Микены - один из древнейших городов Греции, игравший важную роль в древнюю эпоху. Что же вызывает такой неподдельный восторг и робкий трепет у археологов и историков относительно этих мест?
В конце бронзовой эпохи именно сюда пришли первые переселенцы с севера, чтобы обосноваться на скалистых безлесных горах и уютных широких долинах местности, которая впоследствии станет частью современно Грецией. Именно отсюда будет брать истоки одна из самых величественных культур, именем которой назовут целый период греческой цивилизации. Это были первые переселенцы, осевшие на Балканском полуострове, и, ещё не до конца понимая преимущества доставшегося им края, они селились подальше от моря, вечного источника греческого достатка и изобилия, и строили свои укрепления на возвышенных местностях для удобства обороны. Именно такими и являются Микены - город-крепость второго тысячелетия до н.э.
Вот так сейчас выглядит местность возле развалин Микен, думаю, переселенцы с севера, в конце бронзой эпохи, увидели где-то то же самое, разве что оливковые деревья не росли здесь такими ровными рядами :)
Сухой климат, непригодная для садоводства земля, неприступные горы в снеговых шапках - разве можно найти место лучше для поселения? :)
Как и положено, на всякое историческое событие у греков есть свой миф. Согласно преданиям считается, что основателем Микен был Персей, герой сразивший Горгону Медузу, обращающую своим взглядом любого посмотревшего на неё в камень. На такой героический поступок, точнее на верную смерть, отправил Персея его отчим Полидект, царь острова Сериф. Когда-то царю Аргоса Акрисию, деду Персея, было предсказано Оракулом умереть от рук собственного внука. Чтобы избежать этого царь, прямо как в сказке Пушкина о царе Султане, поместил маленького Персея и его мать, свою дочь, в деревянный ящик и выкинул в море (может быть отсюда Пушкин и взял мотив для своей сказки?). Вскоре, как и Гвидона с его матерью, их прибило к берегам острова Сериф, где как раз рыбачил брат царя Полидекта.
Так вот, отправившись на поединок с Медузой Горгоной и вернувшись с края света героем, Персей, забрав свою мать, отправился на родину в Аргос и занял там престол, вместо вовремя покинувшего город царя Акрисия. Но уйти от судьбы Акрисию так и не удалось. Как-то на состязаниях, на которых он присутствовал, Персей так сильно метнул диск, что сам того не желая исполнил судьбу и привел предсказание в действие - нечаянно убив старца диском. Опечаленный горем от гибели деда, он оставляет престол Аргоса и основывает ряд крепостей неподалеку от него, в том числе и Микены, которые получили свое название то ли от потерянного там Персеем наконечника меча, то ли от найденного в лесу гриба, название которых звучат идентично - "микес". Мне особенно нравится версия - от гриба :)
Сегодня на обозрение туристам Микены предоставляют развалины микенского акрополя и гробницу Атрея. Слово акрополь раньше вызывало у меня чёткую ассоциацию с Афинским Акрополем. В действительности, акрополи присутствовали во всех больших городах микенской эпохи. Само слово акрополь означает высший город, кроме этого он же дворец, святилище и защитная крепость. В пределах города-акрополя жила элита и царская семья, а простой народ вынужден был селиться за его стенами. Именно руины стен акрополя, если можно так сказать, дожили до нашего времени и выглядят они следующим образом:
Один из мифологических правителей Микен на пике их развития, по утверждениям Гомера, был царь Агамемнон, который возглавил архейское войско на войне с Троей. Правда очень интересно получается, дед Агамемнона Пелоп, именем которого назван весь полуостров, унаследовал от своего отца власть над областью Сипила, но, теснимый троянским царем, переселился в Грецию. Создается впечатление, что для рода Агамемнона, а это был жестокий, кровавый и воинственный род, поход на Трою означал не только месть за обиженного младшего брата Менелая, у которого увели жену - Прекрасную Елену, но и возврат когда-то отобранных земель. С именем царя Агамемнона и его родом связано много мифов древней Греции. Кстати, в музее в Микенах представлена маска Агамемнона, найденная Генрихом Шлиманом при раскопках 1876 года.
Маска Агамемнона представленная в музее при микенском акрополе:
Шлиман был весьма интересным персонажем своего времени. Родившись в бедной семье, проживающей в ныне не существующем герцогстве неподалеку от Балканского моря, у него с детства присутствовала склонность к языкам и любовь к истории. Ему так и не удалось получить достойного образования, но это не помешало бедному, как церковная мышь, 20-летнему Шлиману устроится работать в торговую компанию в Амстердаме. В свободное от работы время, он самостоятельно выучил сначала голландский, английский, французский, итальянский, португальский, а затем и русский, и вскоре был отправлен в Россию торговым представителем. Наверное, именно здесь русский дух и пронырство Шлимановской души резонировали, позволив коммерческому таланту и проворству последнего хорошо подняться и заработать целое состояние. Он готов был выжать деньги из всего, что подворачивалось под руку. Даже отмена в Российской империи крепостного права в 1861 года, позволили ловкачу Шлиману заработать на правительстве, перепродав по заоблачным ценам бумагу для распечатки манифеста, заблаговременно им же скупленную. Прожив 18 лет в России, Шлиман нажил не только богатство, но и открытое негодование правительства. Позднее на прошения Шлимана о возврате в Россию Александр II ответит: "Пусть приезжает - повесим".
Неизвестно, чем бы это всё закончилось, если бы Шлиман не начал изучать греческий язык, первый язык, который он учил просто так, а не в коммерческих целях. Именно это обстоятельство напомнило ему давнюю детскую мечту и любовь к Гомеровскому эпосу и, прослушав, но не дослушав до конца, несколько курсов об археологии в Сорбонне, Шлиман со всей присущей ему горячностью и стремлением достичь моментальных видимых результатов бросается на поиски города Трои. Предполагаемое место этого легендарного мифического города ему таки удалось найти и даже сделать несколько археологических открытий, одним из которых было собрание золотых украшений, получившее от Шлимана название "клад Приама (короля Трои)", но, будучи дилетантом в археологии, он больше разрушает, чем открывает. Входя в огромный археологический раж, Шлиман отправляется на поиски захоронения царя Агамемнона и в ходе раскопок ему удается сделать ещё одно открытие – несколько захоронений в микенском акрополе, среди которых присутствовало много, опять же, украшений из ценных металлов и золотая маска, которая впоследствии получит от археологов название "маска Агамемнона". Правда, маска Агамемнону не принадлежала, минимум из-за мифичности данного персонажа, максимум из-за датировки создания этой маски на несколько веков раньше событий Троянской войны.
Музей нам очень понравился, кроме маски Агамемнона там присутствуют много интересных экспонатов найденных здесь же при раскопках. Посетив музей, можно смело направляться в акрополь. У входа вас встретят две царские львицы, приставленные для охраны ворот - это и есть известные "Львиные ворота". Стены вдоль ворот раньше могли удерживать войска врагов в своем узком проходе, не позволяя им ворваться в город, а теперь они сдерживают только толпы туристов, спешащих сфотографировать первую появившеюся в Европе царскую геральдику.
Глядя на "Львиные ворота" так и представляешь себе, как грозные и одновременно презрительные глаза львиц с угрозой въедались в проходящих под ними людей, которые в испуге опускали головы, избегая этих сторожевых взглядов. К сожалению, головы львиц до нашего времени не сохранились, т.к. они были вырезаны на барельефе не цельно с туловищем, а сделаны из другого материала, может быть, какого-нибудь ценного металла. А возможно, это были вовсе не львицы. У мифических грифонов, например, тело львиное, а голова орлиная, но это уже совсем другая история.
Первое, что бросается в глаза при входе в город-крепость, так это внутренний круг захоронений, где были погребены древние правители Микен.
Странно, что эти захоронения были заключены стенами города, т.к. древние микенцы строили захоронения за пределами своего жилища. Объяснение весьма просто - это было очень древнее захоронение и поэтому оно оказалось в черте цитадели, когда город начал расти. Это шахтовый тип захоронений, где в глубоких шахтах хоронили правителей города. Как и у древних египтян, микенские цари и царицы погребались с вещами, которые могут быть необходимые в загробной жизни, поэтому можно только вообразить, сколько интересных вещей повседневной царской жизни было найдено здесь Шлиманом во время раскопок. Часть из них находится в музее при акрополе, часть в музее в Афинах. Жаль только, что когда мы сюда приехали, мы совершенно не знали истории Микен, поэтому руины столь величественного города так с нами и не заговорили, и, в целях экономии сил, дальше вот этой горки мы так и не поднялись.
Множество туристов сновало по руинам города-акрополя в сопровождении гидов с энтузиазмом напихивающих их историческими датами и событиями. Мы пришли к выводу, что без поддержки гида руины не оживают, а так и остаются руинами. Не знаю, чем это было вызвано, но именно в Микенах преобладающие большинство туристов было русскоговорящих и родная речь из уст очередного экскурсовода (не все они были интересны, но почти все ужасно многословны) нарушала покой тысячелетних развалин почти из всех уголков микенского акрополя. Ценность Микен исторически просто огромна, к сожалению, этого нельзя сказать с точки зрения фотографа, поэтому любители фотографировать уедут отсюда скорее в расстроенных, чем поднесенных чувствах.
Ещё одно место, которое следует посетить в Микенах - это сокровищница Атрея, но по своей сути она могла бы называться и сокровищницей Агамемнона, ибо ни с кем из этих мифических героев она не связана, да и вообще не сокровищница это, а гробница. Здесь были погребены цари основного рода, правившего Микенами. Чтобы место погребения соответствовало погребенным в нём правителям, стены и потолок усыпальницы были украшены листами драгоценных металлов, о чём свидетельствуют многочисленные дырочки, найденные на стенах гробницы. Учитывая богатое декорирование стен и погребенных в ней со всеми богатствами монархов, можно догадаться, почему гробница получила статус сокровищницы, и почему ни одного сокровища не дошло до нашего времени.
На этой фотографии изображен только длинный вход в сокровищницу, символизировавший тонкую нить между двумя мирами - живых и мертвых. Внутри гробница представляет собой куполообразную комнату высотой 13 м, угнетающую мощь которой увы не передать на фотографии.
Вид на Микены со стороны сокровищницы Атрея.
Гора св. Ильи (Агиос-Илиас) по-матерински укрывает Микены от северных ветров.
На входе-выходе возле стоянки стоит небольшой почтовый ларёк, где продаются марки и конверты с изображением известных микенских мест и археологических находок, а рядом с ларьком - почтовый ящик. Очень мило смотрелось со стороны, когда кто-нибудь из туристов покупал в ларьке открытку с маркой и, черкнув пару строк своим близким, опускал открытку в ящик, этим самым накрепко запечатлевая в истории своей жизни момент пребывания в великих Микенах.
На этом наша экскурсия закончилась, и мы двинулись дальше по Пелопенесу на остров Закинтос, перед этим уже побывав в
Толо и
Нафплио.