У родителей новый дом за городом, с подполом, большим огородом и удобствами во дворе. Кошка Бася счастлива, у нее теперь своя мышиная ферма, ежедневно в ночную смену она уходит собирать свежий урожай. Смены у Баси с 22:30 до утра, с рассветом Бася возвращается усталая, пошатываясь, проходит за холодильник и падает лицом в миску с едой. На вопросы Бася не отвечает, только утирает лапой пот со лба и бурчит:
- Мышей душили-душили, душили-душили…
Мышей Бася не ест, просто складывает в огороде кучками, потом эти кучки уносят залетные ястребы. Так работает природа.
Я ездил к родителям на недельку, просто посмотреть, как они устроились. Дом расположен очень удачно, в трехстах метрах на восток стоит магазин с напитками и едой, с южной стороны расположен луг с покосами, а где-то на западе - очистные сооружения. С заходом солнца оттуда начинают дуть пассаты, и хорошо, если тянет одними пассатами. Родители герметизируют дом и уходят в автономку часов до четырех утра, пока роза ветров не сменит гнев на милость.
В соседнем доме живет младший брат Дима с семьей и его рыжий котик, без семьи. Рыжий котик с лица типичный криминальный авторитет, одно ухо порвано, лицо в шрамах, на груди наколки. Котика зовут Котя, вечерами он приходит под окна и начинает вслух тосковать об утраченной молодости. Если вступить с ним в диалог, он может хрипло мяукать в ответ более часа. Я проверял. Правда, не понял ни слова, потому что по-русски Котя не говорит, а по-котовьи я его не понимаю из-за его акцента, шепелявости и котовьего арго.
В дом Котю не пускают, потому что у него замашки системного администратора. Он сразу стремится отформатировать дом, нанеся разметку в углы.
С собой я взял рюкзак с книгами по египтологии и ноутбуком. У меня были два тома с планами и росписями храма в Мединет-Абу, кое-какие книжонки по египетской магии и египетскому праву, полные родословия XX династии, пятитомное собрание древнеегипетских текстов в английском переводе 1906 года, полный список детей Рамсеса Великого и статья «Домашние рабыни на Ближнем Востоке». Не то, чтобы это был необходимый запас для поездки, но если начинаешь собирать материалы, бывает трудно остановиться. Единственное, что вызывало у меня опасение - это распечатки «Википедии». Никто в мире не бывает более беспомощным, безответственным и порочным, чем как следует навикипедившийся человек. И все же я знал, что рано или поздно я дойду и до нее.
Мне хотелось написать небольшой пост про одну занимательную историю, происшедшую в Древнем Египте. Разумеется, я его так и не написал. Что я могу сказать в свое оправдание?.. История оказалась гораздо интереснее, чем я предполагал. Одно повлекло за собой другое, а потом и третье, и я до сих пор не могу остановиться. Я уже скачал примерно гигабайт информации в электронном виде, и скачал бы еще больше, если бы мог дотянуться. К сожалению, сейчас я могу констатировать несколько крайне неприятных фактов.
Во-первых, на русском языке есть очень мало литературы по египтологии и истории Древнего Египта. Приходится штудировать книжки на английском. Их бывает сложно найти, но я справляюсь, не без помощи одной доброй феи, готовой гуглить для меня бесплатно дни и ночи (спасибо ей, кстати). С английскими книжками я более или менее справляюсь, гораздо хуже то, что часть литературы - на других языках. Самая толковая книжка, что мне удалось найти по нужной мне теме, издана в 1897 году на французском языке, и мне удалось откопать ее скан в PDF. Да, это было несколько сложнее читать. Французский я знаю почти так же плохо, как древнеегипетский, то есть почти совершенно не компрене, пардоньте.
Во-вторых, еще часть материалов была опубликована в специализированной периодике. Периодика эта, правда, доступна в электронном виде, но издатели, как правило, просят за нее какие-то фантастические деньги. А я всего лишь нищий русский блогер, у меня нет возможности покупать каждую статью за десять долларов или журнал за двадцать евро. Приходится печально вздыхать и надеяться, что однажды я смогу нагуглить это все на халяву.
В-третьих, выяснилось, что историю, которую я собирался рассказать, какие-то недобросовестные редиски переврали и исказили до неузнаваемости. Реальное историческое событие, происшедшее в XII веке до н.э., дошло до нас в папирусах той эпохи. Но увы, на русском языке нет дельной научной литературы, посвященной ему, и в результате событие обросло какими-то домыслами, достойными бульварной прессы. Перерыв кучу англоязычной литературы, я с удивлением обнаружил, что половина этой истории, известной мне из русских источников - банальное вранье. В реальных источниках (папирусах) нет ничего подобного.
И наконец, самое печальное - я понял, что ни маленьким, ни большим постом я не отделаюсь. История достойна крупной формы, и я уже начал набрасывать отдельные странички. Так что не теряйте меня - я ушел в писательский запой. Если не буду появляться в течение недели или двух, просто знайте, что я вникаю в семейные отношения фараонов XX династии, или изучаю планы храмов в Западных Фивах, или увлекся нюансами различий между египетскими систрами «сешешет» и «сехем». Там есть разница, сейчас некогда объяснять - просто поверьте.
Время от времени, наверное, я буду показываться на поверхности реальной жизни, чтобы вдохнуть воздуха, но в основном я сейчас там, в XII веке до н.э. Не скучайте тут без меня.
Не будете скучать?
Пообещайте мне.
P.S. Чтобы уж точно не было скучно, я оставлю тут несколько великолепных рисунков, которые я накопал в процессе своих изысканий. Это не оригиналы, а копии, выполненные художником и египтологом Ниной М. Дэйвис, работавшей на раскопках в Египте многие годы в начале XX века.
О Древнем Египте часто думают, как о мрачном обществе, озабоченном в основном мумификацией и похоронами. На самом деле египтяне были чрезвычайно жизнерадостными людьми, и я специально подобрал рисунки, которые показывают, как они умели наслаждаться жизнью.
Фивы, гробница Менна, XVIII династия (1420-1411 до н.э.)
Девушки несут цветы и фрукты. Первая из них держит в руках систр - музыкальный инструмент наподобие погремушки, обычный атрибут храмовой жрицы.
Бени Хасан, гробница Хнумхотепа, XII династия (1920-1900 до н.э.)
Кормление одомашненных антилоп-ориксов. Египтяне в разное время пытались приручать очень многих животных, обитавших рядом с ними.
Бени Хасан, гробница Хнумхотепа, XII династия (1920-1900 до н.э.)
Работники собирают спелые фиги в саду. А вот и еще одно домашнее животное, обезьяна-бабуин, «помогает» собирать плоды с дерева. Нет никаких сомнений в том, что поедали и портили они гораздо больше, чем собирали, но египтяне любили своих питомцев.
Фивы, гробница Менна, XVIII династия (1420-1411 до н.э.)
На рыбалку египтяне плавали на тростниковых лодках, и добывали рыбу не на удочку, а с помощью заостренной палки. Нужна немалая сноровка и ловкость, чтобы точно вонзить такое копье в рыбину!.. Птиц, обитавших в зарослях тростника по берегам Нила и в болотах дельты, тоже ловили без счета.
Обратите внимание на то, как испорчены фрески: у людей намеренно разбиты лица. Иногда так поступали грабители могил, верившие, что покойный, лишившись на изображении своих глаз, не сможет затем опознать грабителя на том свете. А некоторые рисунки уже в начале новой эры повредили египетские монахи-христиане, устраивавшие в гробницах свои кельи. Сложно сказать, кто «отличился» в данном случае - я склонен винить древних грабителей. Монахи, надо полагать, попортили бы не только лицо.
Фивы, XVIII династия (1420-1375 до н.э.)
Охота вообще была излюбленным времяпровождением скучающей знати. Охотились на птиц, на зверей пустыни, даже на гиппопотамов - что было делом весьма опасным.
Эта фреска стала одной из самых известных картин, дошедших до нас из времен Древнего Египта. Потрясающе красивая и динамичная сцена!
Фивы, гробница Тутанхамона. XVIII династия (1357-1349 до н.э.)
Вот юный царь Тутанхамон выезжает на своей колеснице погонять львов по пустыне. Его сопровождает на охоту огромная свита - если не маленькая армия!
Это сцена изображена на стенке ларца из его гробницы. А противоположная стенка, кстати, украшена совершенно симметричной сценой, где Тут гоняет по пустыне войско сирийцев.
Фивы, гробница Нефертари, XIX династия (1292-1225 до н.э.)
Вообще, животных египтяне хорошо знали, любили и изображали очень часто. Стены дворцов часто были расписаны сценами из живой природы - например, пол одной комнаты в Ахетатоне, столице Эхнатона, был оформлен в виде водоема с рыбами, а стены были расписаны тростниками с вылетающими из них птицами.
Фивы, гробница Небамона и Ипуки, XVIII династия (1411-1375 до н.э.)
Гости собираются на праздник в доме архитектора! Девушки-служанки обходят женщин, пришедших в гости. Одна из них, с полотенцем в руках, разливает вино в плоские чаши, вторая украшает их головы своеобразными «шапочками» - которые на самом деле, видимо, представляли собой конусы с благовониями и умащениями.
Фивы, гробница Усерхета, XIX династия (1313-1292 до н.э.)
Гражданин Усерхет был при жизни верховным жрецом заупокойного храма Тутмоса I. Поэтому даже когда он, вместе со своей женой и матерью, отдыхает в саду, пережидая полдневную жару в тени плодовых деревьев и угощаясь фруктами и вином (в рабочее время!), ему прислуживает храмовая жрица - это легко понять по систру в ее руке. Здесь же, в саду, есть непременный атрибут красивой жизни - собственный небольшой водоем, в котором можно было искупаться в жаркое время.
Фивы, гробница Кенро, XIX династия (1292-1225 до н.э.)
Некоторые знатные египтяне умудрялись даже разводить рыбу в своих приусадебных бассейнах.
Фивы, гробница Кенро, XIX династия (1292-1225 до н.э.)
И конечно же, одним из любимцев был домашний кот!
Котиков часто изображали сидящим под стулом хозяина или хозяйки - как на этой картине. Нет никаких сомнений, что именно так древнеегипетские котики и поступали в жизни. Домашний котик - квинтессенция уюта и домашнего тепла.
Даже в Древнем Египте это понимали.
По материалам Ancient Egyptian paintings. Nina M. Davies, Alan H. Gardiner. The University of Chicago Press, 1936. Vol. I-III.