А вы помните, в какой день вы впервые сели за компьютер?..
Я, как ни странно, помню.
Это было в конце 1991 года, целую жизнь назад. Компьютер (а это был ZX Spectrum, 48 kb ОЗУ, без дисковода, если кому интересно) - был в нашей деревне редкостью, и владели им считанные единицы. Тогда еще было не очень понятно, для чего компьютер может пригодиться в быту, кроме игрушек.
Теперь, конечно, все по-другому. Теперь без компьютера вообще непонятно, как жить. Кажется, вот исчезнут компьютеры, и сразу небо упадет на землю, и планета Нибиру, управляемая пьяным водителем, врежется в Луну, а потом придут гунны и напакостят в подъездах. Страшно и представить.
Будем лучше о хорошем. Компьютер сильно упрощает жизнь, если знать, что и как с ним делать. У каждого, наверное, есть свой набор полезного софта, который помогает в работе и дома. Так вот, сегодня я расскажу про свой набор программ, без которых мне сложно обходиться.
Текстовый редактор
Логично, я же блогер, я постоянно что-то пишу.
За многие годы я повидал немало редакторов, и по удобству и количеству функций мало какой сможет сравниться с MS Word. Да, офисный пакет стоит недешево (и даже
отдельно взятый Word стоит больше 2 тыс.руб.), но он того стоит. Бесплатные аналоги, увы, меня не устроили. Сейчас я использую Word в составе Office 2013.
Из приятных плюсов:
- практически невозможно потерять набираемый текст из-за сбоев питания (Офис постоянно выполняет автосохранение документа в фоновом режиме);
- поддержка VBA. На VBA работают макросы Офиса, что позволяет корректировать их «ручками». С помощью такого макроса, например, я подготавливаю пост к публикации. Макрос добавляет в «чистый» текст разметку ЖЖ и HTML (теги и все прочее);
- поддержка облаков OneDrive и Яндекс.Диск в качестве места для сохранения документов. Фактически это означает, что сохранив документ в облако, вы получаете к нему доступ из любого места в мире и с любого компьютера. Но про облака поговорим позже.
Из минусов - платность. Для многих россиян пока что сама идея покупки лицензии на программное обеспечение - это что-то дикое, сродни приобретению лицензии на сбор грибов. Но для меня Офис - главное средство производства, я без него не могу работать, а значит - его нужно купить.
Кстати, у студентов и преподавателей ВУЗов есть приятная возможность
приобрести полноценный пакет MS Office 365 всего за 2299 рублей (подписка на 4 года для 2 компьютеров). Аналогичное предложение действует и на
покупку Windows 8.1 Pro (всего 2190 руб.). Я считаю - это очень удачная возможность для людей, которые хотели бы пользоваться лицензионным ПО, но покупать его за полную цену не готовы.
Записная книжка
Блокнот - вещь совершенно необходимая для человека, которого идея может настигнуть в любое время. Опять-таки, за долгие годы я перепробовал множество программ, которые клялись стать моими последними записными книжками, и ни одна не сдержала своего обещания. Либо был неудобный интерфейс, либо коряво организовано хранение данных, либо просто не устраивал функционал.
На данный момент есть два претендента.
MS OneNote - чрезвычайно удобная программа, позволяющая хранить практически все, что угодно, в удобно структурированных блокнотах и страницах. Автоматически синхронизирует все данные с облаком OneDrive, так что данные не пропадут даже при крахе системы или проблемах с жестким диском. Существуют версии для множества операционок, включая iOS, OS X и Android, а также возможность работать со своими блокнотами онлайн.
Что совсем уж удивительно для продукции Microsoft - эта программа совершенно бесплатна.
Скачать ее можно здесь. Меня немного удивил тот факт, что существуют и платные версии OneNote, хотя найти внятного ответа - в чем разница? - я так и не смог. Сайт Microsoft стал в последнее время фантастически невнятным и бестолковым, увы. Кроме восторженной рекламы на нем вообще мало что можно найти.
Из минусов OneNote - для работы под Windows она потребует самые свежие версии системы, Windows 7 или 8.
Вторая записная книжка - это Evernote, которым я успешно пользуюсь уже около двух лет. Он тоже бесплатен (при условии некоторых ограничений в использовании) и позволяет довольно удобно хранить данные, разбитые на любое количество блокнотов. Блокноты, в свою очередь, могут содержать страницы, а каждая страница - хранить почти любого сорта информацию.
Evernote синхронизирует записные книжки со своим сервером. Если на компьютере хранится полная копия всех данных, то в мобильных версиях (видимо, для экономии места в памяти) быстро отображаются только кэшированные страницы блокнотов, а все остальные - подгружаются по мере необходимости через Интернет. Если страница достаточно «тяжелая», а связь медленная, это может занимать время. Но в целом - это очень разумный подход к организации записной книжки.
Бесплатная версия ограничена объемами информации, которую можно внести в записную книжку за месяц - «всего» 60 Мб. (т.е. суммарный объем всей вашей информации может быть и намного больше, но внести новой информации больше 60 Мб в месяц вы не сможете). На самом деле, если вы работаете в основном с текстовой информацией, это - довольно много. В случае платной подписки («премиум-подписка», 150 р./месяц) этот объем увеличивается до 4 Гб в месяц, плюс добавляются разные другие плюшки. Однако, на мой взгляд, бесплатной версии более чем достаточно для повседневного использования.
Разумеется, существуют также версии для смартфонов (Android, iOS) и OS X, так что вы можете создать заметку на стационарном компьютере, а потом редактировать ее с планшета или смартфона.
Если вы все еще не пользуетесь Evernote, то вот по
этой ссылке можно зарегистрироваться и получить себе бесплатный пробный премиум-аккаунт на месяц.
Облака
В облачных сервисах я храню почти всю важную для меня информацию - фотографии, полезные статьи и книжки, и многое, многое другое. По сути дела, я сохраняю там все, имеющее для меня мало-мальскую ценность, что я не хотел бы потерять в случае краха системы.
Облачных сервисов в последнее время расплодилось очень много. В свое время я искал для себя оптимальный, и остановился на двух.
Самое выгодное предложение, на мой взгляд - это OneDrive все той же Microsoft. Изначально они дают пользователям 15 Гб места под хранение любой информации, а с приобретением Office 365 и вовсе целый терабайт. При этом хранить файлы на самом компьютере вовсе не обязательно - по мере необходимости файлы будут подкачиваться через Интернет.
Всем, кто подключится к OneDrive по
этой ссылке - подарят по 500 Мб дополнительного места.
К сожалению, работать OneDrive изволит только на Windows 7 или 8. Более старые системы не поддерживаются. Вероятно, это еще один урок смирения от Microsoft.
На втором месте по предоставляемому объему облачного пространства - Яндекс.Диск. Что же касается удобства использования, то этот сервис - мой личный фаворит. Изначально Яндекс дает 10 Гб места, но время от времени увеличивает его без всякого вашего участия. Просто присылают письмо и пишут что-нибудь вроде: «Вашему почтовому ящику исполнилось 13 лет, поздравляем и дарим N гигабайт на Яндекс.Диске». Мелочь, а приятно. К настоящему моменту объем моего хранилища на Яндекс.Диске вырос до 268 Гб!
С Яндекс.Диском можно работать с помощью очень удобной программы-клиента, а можно прямо через веб-интерфейс (тоже чрезвычайно удобный и продуманный). Я очень рекомендую попробовать это облако всем, кто еще не успел его оценить.
Каждому, кто присоединится к Яндекс.Диску по
этой ссылке, добавят 1 Гб места в облаке.
Конечно, этим мой набор программ далеко не исчерпывается, но это - то, что необходимо мне в первую очередь.
А какое ПО вы считаете для себя необходимым на компьютере? Без чего вы не можете жить и работать?