(Из рассказов про девочку Дашу) Даша нарисовала портрет любимой мамочки, этот очаровательный образец авангардного искусства предназначен в подарок Кате на восьмое марта. Портрет прекрасен, если бы я не видел, что его рисовала лично Даша, я бы мог решить, что это подлинный Коркоран. На худой конец - какой-нибудь Кандинский.
- Видишь, у мамы праздник, - сказала Даша. - Поэтому у нее в руках букет цветов. А еще на ней надет передник, потому что у нее праздник, и она будет печь пироги.
- Пироги с цветами? - предположил я, и конечно же, не угадал. Пироги с цветами могу напечь разве что я сам, все остальные люди в нашей семье, включая Мурзика, знают, что цветы - неудачная начинка для выпечки.
- Мы же не козы! - сказала Даша. - Это только козы едят пирожки с цветами.
Оказывается, мамы-козы каждую субботу пекут своим козлятам пирожки с одуванчиками, ромашками и розами. Даша в подробностях рассказала мне, как правильно замешивать и раскатывать тесто, когда у тебя вместо рук копытца, я внимательно слушал - вдруг когда-нибудь это пригодится мне в жизни.
- А мама будет печь пирожки с картошкой, - сказала Даша. - Люди едят пирожки не с цветами, а с картошкой, ты что, не знал? И еще с капустой.
Здесь она ненадолго задумывается. Налицо логическая нестыковка фактов, весь Дашин жизненный опыт говорит, что козы тоже не откажутся от пирогов с капустой, для них капуста - это все равно что сладкий десерт. Она с подозрением щурится на мою бороду.
- Вот я не люблю капусту, - сообщает Даша. - Поэтому я совсем не коза, ни чуточки. А ты любишь капусту, вот и делай выводы.
Осенью Даша отправилась учиться в первый класс, от ежедневной учебы ее лексикон изменился до неузнаваемости. В нем закрепились такие академические обороты, как «делайте выводы» и «если вы понимаете, о чем я». Все это придает Дашиным сентенциям легкий флер солидности и образованности.
- У тебя даже борода растет, - говорит Даша и хитро прищуривается. - Если ты понимаешь, о чем я.
Каждый день Даша приносит из школы новые знания, наша девочка умнеет прямо на глазах. Я ужасно ей завидую, сам-то я уже не поумнею, даже если мне хирургически имплантировать еще одну половинку мозга, а у Даши это получается так же легко и непринужденно, как поедание конфет или ковыряние в носу. Еще вчера Даша понятия не имела, чем различаются гласные и согласные буквы, а сегодня уже пытается втолковать мне правила, по которым в русском языке склоняется буква «м».
- Смотри, если ты нарисуешь букву «мэ» вот так, немножко набок, это значит, ты ее склоняешь. А если нарисовать ее совсем на боку, получится падеж. Потому что она как бы упала, видишь?
Падеж буквы «м» в Дашины планы не входит, ей нужно всего лишь сделать подпись под рисунком: «Мама». Тогда ни у кого уже больше не возникнет разногласий в вопросе о том, что изображено на картине - наша прекрасная Катя или натюрморт с баклажаном. Даша говорит:
- Вот тебе красный карандаш, я тебе все объяснила - подписывай!
Я поначалу думал, что подписывать портрет будет сама Даша, но оказалось, что в этом деле могут очень кстати прийтись мои писательские навыки. Портрет безупречен, нельзя испортить его некрасивой подписью, а Дашин почерк пока оставляет желать лучшего.
- У меня плохо получаются написные буквы, - признается Даша. - У меня хорошо получаются только надпечатные, ну, знаешь, такие - которые в книжках печатают. А написные тоже получаются хорошо, но не всегда, а эпизодически.
«Эпизодически» - это еще одно словечко, которому Дашу научили в школе, я раньше и представить себе не мог, что этому слову можно найти так много полезных применений.
- А у нас сегодня мальчишки в классе подрались, - сообщает, к примеру, Даша, и тут же добавляет: - Они дерутся эпизодически.
Еще эпизодически учительница Евгения Николаевна вызывает Дашу к доске, и эпизодически Даше удается ответить лучше всех в классе. В последнем случае «эпизодически» означает «как правило», но когда речь идет о Дашином чистописании, то значение этого слова меняется самым драматическим образом. Буквы в Дашином исполнении напоминают кривых чертенят, которые пляшут, взявшись за руки.
- А ты сам умеешь писать написные буквы? - спрашивает меня Даша.
Я беру клочок бумаги и демонстрирую Даше, что еще не полностью забыл программу первого класса, тогда она немного успокаивается.
- Хорошо, тогда пиши под рисунком «Мама», - говорит она. - Я тебе продиктую. Только оставь место, мне надо еще дорисовать тарелку с пирожками.
Сами понимаете, без тарелки пирогов портрет выглядел бы странно, это все равно, что Леонардо взялся бы рисовать свою знаменитую даму с горностаем - без горностая. Пироги Даша будет рисовать с картошкой, может нарисует два-три с капустой, специально для меня. Хотя на моем месте сама Даша не увлекалась бы так капустой, у меня и так уже борода растет. Вероятно, это говорит о том, что я постепенно козлею. Эпизодически, конечно, но тем не менее, лучше не рисковать и переходить на пироги с картошкой, как все люди.
Готовый портрет Даша спрячет в ящик стола, там он будет храниться до самого восьмого марта. Показывать его маме до этой даты нельзя, иначе сюрприз будет испорчен и придется рисовать новое полотно. Я поклялся, что не проболтаюсь Кате, но как видите, не сдержался и написал об этом целый рассказ.
В свете этого совершенно неудивительно, что у меня растет борода и меня так тянет на капусту.
Если вы понимаете, о чем я.