Каждое утро я испытываю высочайшее наслаждение, в котором сегодня впервые отдаю себе отчет: это наслаждение быть Сальвадором Дали...
Сам Дали писал в начале, что этим дневником хотел раз и навсегда развеять глупое заблуждение в том, что гений - обычный человек, что «повседневная жизнь гения, его сон и пищеварение, его экстазы, ногти и простуды, его жизнь и его смерть в корне отличаются от всего, что происходит с остальной частью рода человеческого».
Так это или нет на самом деле, объективно - нам неизвестно. Но своей книгой, своим творчеством и своей жизнью он это доказал! Безусловно, Дали - гениальный художник. Сюрреалист, что само по себе «нормальным» не назовешь. Может быть, самый лучший сюрреалист и настоящий оригинал.
В «Дневнике» нашлись три ключевых темы, которыми хочется поделиться. Подача, приготовление и оплата гения.
Может, логично было бы сначала готовить, а потом подавать, но в данном случае подача имела определяющее значение. У Дали она была включена на максимум. И постоянное напоминание всем окружающим о своей безусловной гениальности (не иначе, как в третьем лице), граничащий с безумием нарциссизм и необъятная мания величия. Но надо признать, что все это может быть напускным - для душевно больного Дали был слишком рационален.
Моя неповторимая индивидуальность заставит их в один прекрасный день заинтересоваться и моими произведениями.
Для победы нужен мундир. В своей жизни я лишь в редких случаях опускаюсь до штатского. Обычно я одет в мундир Дали.
В данном случае один из самых важных инструментов - мистицизм.
Вот уже больше тридцати лет, как я изобрел параноидально-критический метод и применяю его с неизменным успехом, хотя так и не смог понять, в чем же этот метод заключается.
Последняя цитата, кстати, вызывает звенящие параллели с манерой современного философа, публициста и известного политического мистика Дмитрия Выдрина.
Но подача - это еще не все. Гения можно подать как горячим, так и холодным, но обязательно - хорошо приготовленным. Рационализм проявлялся в том, что Дали точно знал, что должен писать очень хорошо. Сюрреализм дал ему образы, которые он должен был облачить в идеальные произведения искусства. Иначе весь его театр не длился бы дольше одного сезона. Он точно знал, что писать обязан лучше всех.
Если вы отказались изучать анатомию, искусство рисунка и перспективы, математические законы эстетики и колористику, то позвольте вам заметить, что это скорее признак лени, чем гениальности.
Сейчас об этом правиле все чаще забывают. Особенно те, кто называет себя «современным искусством». К примеру, работу Дэмиена Херста можно было бы отлично описать словами Дали:
Если вы посредственность, то не лезьте из кожи вон, силясь рисовать как можно хуже, - все равно будет видно, что вы посредственность.
После того, как Гений приготовлен и подан, его нужно продать. В данном случае чем раньше - тем лучше, пока он не остыл. И тут Дали меня восхищает, как художник. Искусство ради искусства - это вообще не искусство. Его словами:
Еще в отрочестве узнав о том, что Мигель де Сервантес, так прославивший Испанию своим бессмертным «Дон Кихотом», сам умер в чудовищной бедности, а открывший Новый Свет Христофор Колумб умер в не меньшей нищете, да к тому же еще и в тюрьме, - так вот, повторяю, узнав об жтом всем еще в отроческие годы, я, внимая благоразумию, настоятельно посоветовал себе заблаговременно позаботиться о двух вещах:
- Постараться как можно раньше отсидеть в тюрьме.
- Найти способ без особых трудов стать мультимиллионером.
В принципе, универсальная схема успеха для лубой профессии.