Божественная комедия: Ад

Jan 16, 2011 15:33


Это будет небольшая серия из трех постов: Ад, Чистилище и Рай. Не считаю нужным писать что-то общее про Данте или его поэму - ибо она совершенно справедливо занимает свое место в литературе. Действительно божественная комедия. Итак, часть первая.

К финалу путешествия Данте, Вергилия и читателя по Аду, прояснилось несколько важных моментов. В первую очередь, это структура ада и ее неприкрытый политический аспект. Мы видим 9 кругов ада, один страшнее другого. Так, первый круг - Лимб - где наказание весьма условно (к Лимбу вернемся позже). Второй, где наказывают за похоть - чуть страшнее. И так по нарастающей.

Самые страшные муки испытывают грешники в 8-м и 9-м кругу. И за что? Восьмой: льстецы, святокупцы (продажа священных реликвий и должностей), коррупционеры, лицемеры, воры, лукавые советчики, зачинщики раздора, фальшивомонетчики.
Девятый круг - предатели родных, родины и единомышленников, друзей и сотрапезников, благодетели и Бога.

К каждому греху Данте приводит пример и так или иначе он затрагивает государственную политику разных времен и народов.

Льстецы, как мы помним по Аристотелю, худшее явление тирании. Сюда же можно было бы отнести демагогов в демократии (Данте их напрямую не называет, но упоминает «народных бунтовщиков»). Святокупцы - без комментариев. К ним единым Данте не то что жалости не испытывал, он целую тираду одному из Пап выпалил во гневе. Интересны примеры лукавых советчиков - Одиссей, предложивший троянского коня и обманом разрушивший Трою, и один итальянский граф, давший совет Папе «обещать как можно больше и исполнять как можно меньше». Зачинщиков раздора (среди которых есть и Магомет - в религиозном плане) поддаются постоянному потрошению - как орел клевал печень Прометея.

Грубо говоря, все эти грехи так или иначе ведут к раздорам в государстве и его ослаблению. Такова была Италия тех веков (позже, ту же проблему ставит во главу угла Макиавелли). Известные грехи вроде чревоугодия, алчности, расточительства, гнева, богохульства или насилия - не так страшны по сравнению с описанными выше.

9-й круг - предатели. Самый страшный грех по мнению Данте. Именно там заточен Люцефер.

Интересный неполитический момент: перед входом в ад есть внешний круг, где находятся «жалкие души» - трусы, не совершавшие ни хороших, ни дурных поступков, не занимавших ни одну сторону (тут же ангелы, которые не участвовали в сражении между Богом и Дьяволом). Понятно, что дорога в рай им заказана, но и в ад их презренно не пускают. «Будьте решительны» - как будто говорит Данте. Опять же есть параллель с Макиавелли, который в «Государе» пишет:

«Государя уважают так же, когда он открыто заявляет себя врагом или другом, то есть когда он без колебаний выступает за одного против другого - это всегда лучше, чем стоять в стороне».

Интересный момент связан с Лимбом. Там находятся праведники (!), родившиеся до (!) Христа. Первый круг ада. Да, они там не особо мучаются, но все же, к чему такая несправедливость? У них то выхода не было - время рождения нам не подвластно. При этом Адама, Ноя и других библейских персонажей Иисус, якобы, вывел ил Лимба, а остальных оставил.

Это, мне кажется, подчеркивает один немаловажный религиозный аспект поэмы. Я когда-то давал ссылку на статью, где одной из причин всепоглощающей лени россиян (аналогия с украинцами очевидна), называется всепрощение христианской религии. Мол, нет смертных грехов, за все можно отмолить прощение. А у католиков такого нет. Кайся-не-кайся, а душа твоя навеки будет мучаться в аду, например, за то же предательство. Хороший стимул.

Читаю «Чистилище»...

литература, религия, Макиавелли, Аристотель, политология, Данте

Previous post Next post
Up