Интернет в местных выборах-2010. Итоги и ожидания.

Nov 26, 2010 13:06


Сегодня есть все основания утверждать, что растущая аудитория UA-нета будет наблюдать беспрецедентную политическую онлайн-активность в парламентской кампании 2012 года.

Перед началом работы над этой статьей - во мне место не было от энтузиазма! Несколько кандидатов, к которым я пристально присматривался в течении кампании, внушали известную надежду на то, что Интернет все-таки становится массовым явлением в политике. Но я, зачем-то, решил дождаться официальных результатов голосования чтобы прикрутить статистику «мэров в Интернете». И правильно решил, потому что картина существенно изменилась.

Национальная активность политиков 
Но сначала - о хорошем. Первым позитивным сигналом прошедшей кампании было добавление «в друзья» моей скромной персоны кандидатом в мэры Одессы Алексеем Гончаренко. Критерии, по которым киевлянин оказался в списке приглашенных, остались для автора загадкой. Но, таким образом, г-н Гончаренко «собрал» около 20 тысяч «друзей» - на двух аккаунтах. Через этот список он распространял видеоролики (в том числе записи обращений) и текстовые сообщения. Правда, позже этот кандидат снял свою кандидатуру.

Нарастающая активность отдельных политических сил с социальных сетях - главное и, пожалуй, закономерное «открытие» этой кампании. Закономерное потому, что это единственный логично возможный шаг в контексте мировой практики продвижения политиков в Интернет.

Предыдущая кампания заставила кандидатов в Президенты обновить свои сайты, кому-то даже удалось начать вести свои блоги (например Гриценко, Богословская Тимошенко), но в социальные сети пошел только Сергей Тигипко. И то, достаточно «умеренными темпами».

Сегодня, например, Партия Зеленых имеет более 2,5 тысяч сторонников в группе поддержки. Сильная Украина - немногим более тысячи, но только в «национальной» группе - есть еще как минимум восемь региональных групп, одна из которых (Донецкой области) включает почти 3600 участников - втрое больше общенациональной.

На этом фоне совершенно парадоксально выглядит ситуация с Коммунистической партией: две группы с 22000 и 11000 членов, и не ясно, какая из них официальная - ссылки на сайте нет. Казалось бы, коммунисты остались в прошлом тысячелетии, всем известен их основной электорат, а они легко обставили партии, претендующие на супер-современность.

Как бы то ни было, нарастающую, по сравнению с президентской кампанией, активность, все еще нельзя назвать массовой. И если не принимать в расчет мировые тенденции, можно было бы сказать что мы «позади планеты всей».

Для лучшей иллюстративности обратимся к международному опыту. В 2000 году, когда распространение Интернета в Штатах составляло около 50%, три четверти всех кандидатов на президентский пост имели собственные веб-сайты. В Великобритании в 2001 году распространение составляло порядка 40% и только четверть кандидатов в Парламент пытались «достучаться» до избирателя через Интернет.

В Украине в 2010 году, по данным кампании In Mind, доступ к Сети имеют порядка 33% (почти 13 млн.) взрослого населения. К сожалению, мы не можем говорить о точной статистике по всем кандидатам-мажоритарщикам и-за их невероятного числа на местных выборах. Но относительное понимание может дать анализ Интернет-активности основных кандидатов на посты мэров в областных центрах.

Давайте посмотрим на предварительные данные о результатах голосования по мэрам в 24 городах. Из 47 кандидатов (1-е и 2-е места) 13 имели собственные веб-сайты. Это 27% против 25% в Англии при более широком распространении.

Впрочем, если количественные показатели можно объяснить мировой тенденцией, то качественные вызывают известное недоумение. В частности, уровень распространения Интернета в определенной области никоим образом не влияет на онлайн-активность кандидатов.

По данным комании Bigmir)net, в первую пятерку лидеров по количеству пользователей (после Киева) входят Донецк, Харьков, Одесса, Львов и Днепропетровск. Казалось бы, именно в этих городах имеет максимум смысла использовать Сеть для коммуникации с избирателями.

В Донецке у кандидатов собственных сайтов нет. Александр Лукьянченко не в счет - сайт городского главы - это сайт городского главы, а не кандидата в мэры. В Харькове сайт есть только у Арсена Авакова. Во Львове - у Андрея Садового. В Днепропетровске - у Ивана Куличенко. То есть по одному на область. И только в Одессе оба основных кандидата были представлены в Интернете - и Гурвиц, и у Костусев.

Зато проверенная практика активного использования Интернета оппозиционными кандидатами нашла отражение и в Украине. Из обозначенных 13 сайтов, 9 принадлежали представителям оппозиционных сил.

Таким образом, мы видим примерное соответствие мировым историческим тенденциям: чем больше распространен Интернет, тем активнее его используют политики. Правда, мы отстаем примерно на 10 лет...

Местные инициативы

Специфика выборов в местные органы власти, если они проводятся отдельно от парламентских, заключается в большей ответственности региональных ячеек партии за результат. Директивы из центрального аппарата идут, но для проведения полноценной локализированной кампании их не хватает. И местные штабы выкручиваются как могут. Часто их инициативы вызывают недоумение, смех или возмущение. Но бывают исключение.

В частности, хотелось бы рассмотреть две такие инициативы в локальном использовании Всемирной паутины. Возможно, мы говорим о первых полноценных избирательных web-кампаниях в Украине. Речь идет о победившем мэре Днепропетровска, Иване Куличенко, и областной организации Сильной Украины в Донецкой области.

Чтобы у читателя не сложилось предвзятого впечатления, подчеркнем, что анализируемые кампании принадлежат различным политическим силам и продвигались, по источникам автора, двумя различными группами консультантов.

Начнем с кампании Ивана Ивановича Куличенко.

Официальный веб-сайт ничем особо не примечателен: новостная лента, биография, инициативы. Какой-либо четкой программы нет. Но. На сайте есть ссылки на представительство кандидата в социальных сетях. В принципе, это традиционный элемент еще с президентской кампании 2010 года. Ключевое значение имеет именно содержание этих представительств.

Профиль в сети «вКонтакте» обновляется с завидной регулярностью и имеет в «друзьях» почти 10 тысяч пользователей, среди которых есть активные комментаторы. Профили в сравнительно менее популярных сетях Facebook (650 «друзей») и Twitter (1186 подписчиков) так же активны. Правда, в данном случае мы можем говорить только о трансляции в Сеть. Для организации обратной связи указанные ресурсы не используются - полноценной коммуникации нет. Очевидно, причиной тому является характер выдаваемого контента - исключительно пресс-релизы и заявления от третьего лица.

Совершенно очевидно что такой контент не соответствует ожиданиям интернет-пользователей. Особенно это касается блогосферы: в Живом Журнале у Ивана Куличенко был собственный блог, но он, скажем так, не нашел свою аудиторию.

В контексте полноценной коммуникации интересен второй «кейс» - Сильная Украина.

Выше упоминалось, что группа поддержки «вКонтакте» областной организации по численности втрое превосходит общенациональную группу. Число участников значительно меньше, чем в профиле Ивана Куличенко, но это частично компенсируется наличием живого общения. В отдельных обсуждениях есть ответы от лица тогда еще лидера областной организации Игоря Богатырева (оставил эту должность за месяц до конца кампании).

Как и в случае нынешнего городского главы Днепропетровска, социальные сети были логическим продолжением официального веб-сайта партии. Само по себе его открытие - практика для областных организаций относительно новая, но не уникальная. Сайты такого уровня есть и в Партии Регионов, и в БЮТ, и в Сильной Украине. Но интересно, что сайт областной организации по ряду параметров превзошел центральный сайт партии.

Из теории нам известно, что основными функциями политического веб-сайта является информирование избирателя, а так же вовлечение его в кампанию, непосредственное участие в которой должно усилить его связь с партией или кандидатом.

Основной задачей центрального (основного) сайта «Сильной Украины», очевидно, является предоставление информации о партии, а точнее, связать ее название с образом Сергея Тигипко. Это видно по центральной странице, ключевыми элементами которой является фотография лидера и логотип. Это - то, что бросается в глаза, что видит каждый пользователь при посещении сайта. Кроме этого, первой странице предложить практически нечего. Можно посмотреть видео или почитать «прямую речь», ознакомится с последними новостями, принять участие в опросе и посетить представительства партии в различных социальных сетях. Да, есть еще кнопки «задать вопрос», «вступить в партию», «праймериз» - для гипотетической возможности коммуникации с симпатиками.

То есть элементов, предусматривающих какой либо двухсторонний контакт с избирателем - нет. А значит и вовлечь его в кампанию посредством сайта невозможно.

Другое дело - сайт областной организации. Несмотря на внешнюю схожесть, он имеет другую концепцию. Элементы, выведенные на главную страницу, призваны не только познакомить посетителей с лидерами партии областного и национального масштаба, но и установить с ними определенное взаимодействие. То есть, он значительно более интерактивный, нежели общенациональный сайт. И, соответственно, более эффективный.

Интереса достойны два ключевых элемента сайта. Первый - проект «Развитие региона». Этот элемент предлагает пользователю выбрать на карте район, в котором они проживают, а затем внести предложение по его развитию, указав на существующие проблемы. Если побродить по карте, видно, что проблем добавлено немало. «Донецкая областная организация партии «Сильная Украина» по мере сил и возможностей будет откликаться на все заявленные проблемы, и способствовать их решению уже сегодня» - сказано на сайте.

Примечательно, что подобный проект запускали в Великобритании еще в 2005 году. В 2010 Консервативная партия повторила проверенную практику, но уже с законодательным уклоном. За несколько дней до конца местных выборов, об открытии аналогичного проекта («Украина третьего тысячелетия») заявила Юлия Тимошенко.

Другим «новшеством» сайта стала попытка адаптировать политическую программу партии под Интернет. Открыв соответствующий пункт меню, мы попадаем на страницу с изображениями, символизирующими разделы программы: молодежная политика, образование, экономика и т.д. Такая интерпретация, в принципе, должна облегчить пользователю изучение программы партии, сосредоточиться на интересующих его моментах. Очевидный «плюс», по сравнению с традиционным изложением политических программ других партий (каждый, кто когда-либо пытался ознакомится с одной из них - поймет, о чем идет речь).

Важно, что обе веб-кампании по завершению выборов в местные органы власти продолжают активность.

В процессе работы над предыдущей статьей, описывающей перспективы использования Интернета в избирательной кампании в местные органы власти 2010 года, редактор задал мне вопрос: «А где вы видели, чтобы инициатива возникала на местах и потом принималась в центре?». Инциденты, которые были рассмотрены в статье, опровергает первую часть вопроса и ставит под сомнение вторую.
Мы видим, что центральных директив общенациональных штабов по освоению Интернета не поступало (в противном случае, они были проигнорированы). Данные инициативы можно считать успешными, а успешная практика участников процесса зачастую «подхватывается» его организаторами. Так или иначе, сегодня есть все основания утверждать, что растущая аудитория UA-нета будет наблюдать беспрецедентную политическую онлайн-активность в парламентской кампании 2012 года. Тем более, что она, очевидно, будет проходить по смешанной избирательной системе.

выборы-2010, Интернет

Previous post Next post
Up