Петрович Стойки Позиции и т.д.

Aug 28, 2010 02:17

Позиции нужны везде. Даже - в камасутре :wink: :biggrin: Позиция - некая отправная точка, ориентир для дальнейших действий. Они могут быть обобщенными: саньтиши, боксерская, лежа, сидя, стоя. А могут конкретизироваться в зависимости от решаемых задач: киба, зен-кутсу, сюй-бу, раком, боком и т.д. :p :cool:


А вся фигня имеет корни в отсутствии четкой системы понятий и терминологии. Уже где-то говорил, но - повторюсь. Термин "стойка" - некорректен (это мы уже увидели выше), потому что вызывает ассоциацию с глаголом "стоять", что ставит бойца в зависимость от поверхности, ограничивает понятие и формирует вредные стереотипы. В "стойках" нужно "сидеть" - это помогает акцентировать внимание на танден и формировать соответственно правильный фундамент действий. Поэтому, я использую термин "позиция".

Позиция может быть общей и конкретной.
Общее понятие позиция - изготовка к бою, принятие определенного исходного положения для обеспечения рациональности и эффективности последующих действий. Таким образом, целесообразно определить два типа общих позиций - позиция готовности (хачижи дачи, нижняя рамка, шизентай камае и др) и "изготовка к бою" (камае для кумитэ, боксерская, саньтиши и тд.), которые характеризуются:
1. определенным психологическим состоянием
2. технико-тактическими возможностями выполнить любое из широкого спектра действий
3. физической готовностью проявлять разнообразно и эффективно необходимые усилия.
Используя "изготовку к бою" выполняют действия и периодически возвращаются в положение изготовки. С ростом мастерства, формируется (по крайней мере - должна) способность выполнять действия и проявлять усилия из любого положения тела, поэтому значение изготовки по пунктам 2 и 3 снижается, остается непреходящим значение пункта 1. Но дидактика требует, чтобы обучаемый проходил изучение всех трех пунктов позиции изготовки

Конкретные позиции - предназначены для выполнения узкого спектра действий и проявления определенных усилий. По сравнению с изготовками, конкретные позиции позволяют более эффективно выполнять определенные действия за счет изменения баланса и формирования определенной динамической структуры (имеется в виду совокупность услилий). Таким образом, эффективность конкретного действия выполняется за счет жертвования балансом масс и сил с какой-то стороны. Эта фигня влечет за собой, разумеется, изменение мобильности бойца - то есть, в данном случае он может эффективно продолжать движение в направлении и форме, определяемом конкретной позицией, мобильность может снизиться на конкретный момент принятия конкретной позиции, потом ее надо вернуть, например принятием другой позиции или изготовки, или действием.

Необходимость выделения конкретных позиций обусловлена процессом обучения - массовостью, сроками и исходным уровнем занимающихся, а так же целями и задачами.
Нет проблем - если два-пять учеников, то можно не делать такого акцента на конкретных позициях, а учить двигаться при помощи палки, ласкового матерного слова, личного примера и формирвания условий для каждого ученика, которые обеспечат эффективность обучения при индивидуальном подходе.
Если учеников больше, индивидуальный подход затруднен, то вполне логично унифицировать и канонизировать ряд позиций и выполнять действия и перемещение переходом из одной позиции в другую.
И в том и в другом случаях, на определенной стадии мастерства, ученик должен понять, что конкретные позиции - только некие опорные точки, освоив которые нужно о них забыть и пользоваться ощущениями.

Вопрос: можно ли вести бой в конкретной позиции? Здесь нужно обратить внимание на слова "вести бой" ИМХО. Что такое "вести бой"? Например, перефразируем: можно ли вести бой в положении фехтовального выпада? Если бой - безусловно реальный, то КОНЕЧНО МОЖНО. Выпад с уколом штыком, шпагой, заточкой, ударом саблей, лопатой, топором, ломом и т.д. является всем процессом боя от начала до конца. То же самое касается выпада с цуки или нукитэ в горло например. То есть начать бой и законцить его одним выпадом, это вполне реально. Если бой длителен и состояит из определенной череды перемен, то ответ тоже весьма однозначен - вести бой в выпаде в этом случае можно, но - нецелесообразно.

Таким образом ИМХО, следует уточнить вопрос: можно ли использовать конкретную позицию в качестве изготовки?. И определить обсуждаемую позицию. :wink:
Тут конечно важность приобретает сохранение баланса и мобильность. Киба дачи, используемая боком, баланс обеспечивает, мобильность же дает вариант - найханчи дачи. А вот образец того, как вести бой в этой изготовке показан в ката Найханчи-Текки. Так что ИМХО - проблем тут особых нет. Проблемы не у системы подготовки и не у стоек-позиций, а у занимающихся и инструкторов. Главная опасность - удар в пах, достаточно легко контролируется движением "нами-аши", все остальное - решается легко и естественно, при правильном подходе, конечно.

Что касается айкидо-айки-дзюцу, то вот какой момент: Г.Сиода стоек-позиций не использует в своих действиях, но в фильме Йосишкан-айкидо - использование конкретных позиций - основной момент обучения. И это правильно.

Позиция Найханчи дачи в каратэ это упрощенно говоря та же саньтиши боком к противнику, как если бы Вам нужно было удерживать в поле зрения сразу двух противников слева и справа, обращая верхнюю часть больше к одному. Ширина позиции - чуть больше шага (примерно полторы ширины плеч).
Движение "нами-аши" выполняется ногой, содержит - подсечку, убирание ноги от подсечки, подставку голени перекрывая пах, завершается фумикоми - штампом стопой. При этом предполагается средняя и ближняя дистанция.
Так что ката Найханчи предусматривает защиту от подсечки.
Другое дело, что выполнение ее варианта (ката Текки из стиля Сетокан) в киба-дачи действительно снижает мобильность, но способствует формированию прочной структуры позиции, при этом никто не мешает работать в более короткой и удобной стойке найханчи. Эти подходы не противоречат друг другу.

Что касается наклонов и падений в шагах, то считаю это недопустимым. Воюю с этой проблемой у ребят постоянно. Вертикальная спина и вращение вокруг оси - позвоночного столба. Простой поворот копуса уже определит перенос веса на одну из ног и шаг другой.
Раскрутите рассалабленный корпус вправо-влево и почувствуете перенос веса тела - это момент для перемещений шагами. Прямолинейное движение требует значительно больше усилий и ИМХО более явно выражено.
Как ставить шагающую ногу - на пятку или носок - зависит от концепции школы.

Удар сочатается с шагом в двух принципиальных вариантах:
1. Удар на шаг (подшаг) одноименной и "толчок" разноименной ногой.
2. удар на шаг (подшаг) разноименной и "толчок" одноименной ногой.
Есть еще третий вариант - вращаясь на двух ногах равновесно или с переносом веса на одну без шагов.
Это основа. Потом - варианты и сочетания.
Баланс нужно стараться контролировать всегда.

Так говорит Петрович

Previous post Next post
Up