Долгими зимними вечерами, когда в тёмные окна домов бьются мягкие, пушистые снежинки, а в комнатах переливаются тихим светом огни Рождественской ели, у большинства людей возникает желание приобщиться к светлой, доброй сказке. И эта сказка зачастую рассказывается им экраном кинематографа, где волшебным искусством создателей картины человек погружается в иллюзорный мир («иллюзион»), который, тем не менее, связан очень прочными узами с действительностью.
С тех пор, как 28 декабря 1895 года в подвале парижского «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок впервые раздался треск проекционного аппарата братьев Люмьер, кино за 120 лет проделало гигантский путь от смешных скетчей до высокохудожественных, дорогих картин с фантастическими декорациями и участием звёзд артистического мира, с прекрасным музыкальным сопровождением и целым рядом всевозможных спецэффектов.
Сегодняшнее кино можно уподобить целой Вселенной со своей сложной структурой и динамикой, где на многочисленных планетах и галактиках живут сотни тысяч фильмов, сделанных в разных стилях и жанрах. Как нам не заблудиться в этой сложной Вселенной, как нам встретить «СВОИ» кинокартины, «своих» режиссёров и киногероев? Этот вопрос я обращаю, прежде всего, к самому себе, поскольку обнаружив, что найти ответ на него можно только с мировоззренческих позиций, я увидел прямой, как луч кинопроектора ответ. И им я готов поделиться с вами!
Само собой, речь пойдёт о неких КРИТЕРИЯХ выбора, которыми я оцениваю творчество того, или иного режиссёра. Если сжать эти критерии до одной фразы, то это как раз и будет название моей статьи «Добрый взгляд». А теперь постараюсь всё это изложить чуть подробнее…
Итак, во-первых, я уверен, что у режиссёра должен быть ДОБРЫЙ ВЗГЛЯД на свою картину и своих героев. Он должен с любовью и снисхождением относиться к их слабостям и поступкам, видеть в человеке, прежде всего «искру Божью», пусть и запачканную грязью обстоятельств жизни. Герои, кстати, могут быть разные, и не только положительные: воры, мошенники, сутенёры, в общем, негодяи всех мастей. Сами же положительные могут иметь изъяны, «заскоки» и всякого рода несимпатичные черты. Однако, добрый и сочувственный взгляд режиссёра, не оправдывающий, но понимающий, уже сам по себе является залогом правильного разрешения драмы киноповествования. Поэтому такие адепты эстетизации зла, как Тарантино, отметаются из моего «золотого списка» первым же критерием.
Во-вторых, я полагаю, что киноповествование всегда должно быть предметно, т. е. в фильме должен содержаться чёткий посыл, сообщение, ВЕСТЬ от автора к зрителю. Автор беседует со своим зрителем всей мощью кино-языка, используя все возможности этого пластического искусства: свет и тень, ритм и монтаж, музыку, зрительный ряд и т. п. В гениальном «Восемь с половиной» Феллини главный герой-режиссёр, понимая, что ему нечего сказать своему зрителю, и что работает он только за деньги, стреляется от отчаяния, но тут же воскресает при помощи своего приятеля-клоуна, обретая новый смысл своего кино-творчества: «дарить РАДОСТЬ людям».
В-третьих, несомненным для себя критерием кинокартины я считаю её внутреннюю ПРАВДИВОСТЬ. Какую бы сложную и противоречивую эпоху ни показывал зрителю режиссёр, он должен находиться на позиции Правды, не судить своих героев, но и не участвовать в делах тьмы её оправданием. Ведь невозможно оправдывать ложь, насилия, убийства какими бы то ни было «высокими» целями. Поэтому такие картины, как внешне прекрасная мелодрама с шикарной актёрской игрой и мощной режиссурой, насыщенная чарующей мелодией Эдуарда Артемьева, как михалковская «Раба Любви», увы, не выдерживают испытание критерием правдивости.
И, наконец, четвёртым подходом в оценке фильмов я положил для себя наличие в них КАТАРСИСА (греч. «очищение», «оздоровление»), иными словами: очистительной силы искусства. Каждый фильм настоящего Мастера обязательно меняет, очищает сознание человека силою киноискусства; посмотрев такой фильм, зритель становится уже немного другим. После «сильного», как говорят, фильма, некоторое время душа человека живёт под впечатлением того послания, которое вложил в него автор. Действие катарсиса подобно мощному посланию мыслящего Океана из фильма Тарковского «Солярис», где планета-мозг в ответ на тщетные попытки землян установить с ним контакт, воскрешает во плоти самые сокровенные образы астронавтов, полагающие начало выздоровлению их душ.
Разумеется, мой список Добрых Фильмов будет весьма и весьма субъективным. В нём представлены киноленты разных стран и эпох, мастеров разного уровня, стиля и жанра. Кроме того, он не претендует на полноту, всеохватность, направленность и т. п. «штучки» современной кинокритики. Пожалуй, и особой системы, кроме четырёх вышеперечисленных критериев, в нём тоже не будет. «Мне нравится, потому что нравится» - перефразируя Портоса, можно сказать об этой подборке фильмов. И всё же…
Для удобства я расположил фильмы по странам и режиссёрам. А, кроме того, снабдил каждый фильм мини-рецензией, и вовсе не для того, чтобы прояснить его содержание. Напротив, это своего рода пародии на такие комментарии к кинокартинам; ведь выразить всю красоту настоящего кино-шедевра вербально представляется мне вещью вообще невозможной - её возможно только «впитывать» всеми органами чувств человека с подключением интуиции и «коллективного безсознательного».
Итак, приятного просмотра!
___________________________________________________________________________________________________
АНГЛИЯ
Райт Джо, «Анна Каренина», 2012 г.
Блистательная Кира Найтли создаёт драматический образ русской аристократки, раскрывающей для себя мир Любви, в оригинальном кино-воплощении знаменитого романа Толстого сценариста Тома Стоппарда. К сожалению, рокового поезда никто не отменял…
Эсквит Энтони, «Жёлтый роллс-ройс», 1964 г.
Три новеллы о любви и разлуке объединены жёлтым лимузином, дающим приют для влюблённых. И их первое свидание обычно оказывается последним, после чего владелец машины предпочитает избавиться от неё. Похоже, этот «Роллс-ройс» заколдован - с каждым следующим покупателем происходит то же самое.
ГЕРМАНИЯ
Вим Вендерс, дилогия
1. «Небо над Берлином» (Der Himmel uber Berlin), 1 часть, 1987 г.
2. «Так далеко, так близко!» (In weiter Ferne, so nah!), 2 часть, 1993 г.
В небе над Берлином кружат два ангела Дамиэль и Кассиэль, всегда готовые помочь жителям большого города. Любовь к людям заставляет их покинуть заоблачные высоты и воплотиться в человеческих образах, приняв всю боль и страдания нашего мира.
3. «Алиса в городах» / "Alice In Den Stadten", 1974 г.
Внезапно, такие разные герои киноленты - журналист малобюджетного издания в пору творческого кризиса и 9-летняя девочка из неблагополучной семьи - понимают, как это здорово: быть вместе и путешествовать по этому огромному и порой, безучастному миру. Миру, который не сулит им успеха, но дарит радость общения...
4. «Входите без стука» / "Don't Come Knocking", 2005 г.
Когда тебе чуть за двадцать, и в твоей крови бушует рок и любовь, есть все поводы прийти в ярость, узнав, что у тебя, оказывается, есть отец - преуспевающий киноактёр и плейбой, решивший наконец-то познакомиться с тобой. Но на руинах выкинутой из окна в порыве ярости мебели, как на обломках кораблекрушения, неожиданно происходит примирение и принятие отцовской эстафеты, как связки ключей от старого семейного автомобиля...
ИТАЛИЯ
Феллини Федерико
1. «Дорога» (La Strada), 1954 г.
Дороги у всех разные, но иногда они пересекаются, как у маленькой клоунессы Джельсомины (актриса Джульетта Мазина) и свирепого циркового силача Дзампано. Радость творчества и слёзы неудач, - всё это переплетается на пыльных дорогах странствий бродячего цирка.
2. «Ночи Кабирии» (Le notti di Cabiria), 1957 г.
Закольцованный сюжет фильма возвращает маленькую итальянскую путану Кабирию, странствующую в поисках Большой Любви, с желанием изменить свою жизнь, к его началу. Светлую улыбку, сквозь слёзы отчаяния, дарит героиня Джульетты Мазины своему зрителю в финале.
3. «Сладкая жизнь» (La Dolce Vita), 1960 г.
Вихрь наслаждений и любовных похождений крутит главного героя Марчелло Мастрояни над всеми кадрами картины, пока в конце фильма при встрече с морским чудовищем он понимает, что его жизнь не имеет ничего общего с реальностью.
4. «Восемь с половиной» (Otto e Mezzo), 1963 г.
Маэстро-режиссёр собирается ставить фильм о покорении Космоса, а сам не может разобраться со своими продюсерами, многочисленными любовницами и кредиторами. Решением «лечь виском на дуло» он внезапно открывает новый смысл и путь своего творчества.
5. «Джульетта и духи» (Giulietta degli Spiriti), 1965 г.
Что делать, если изменяет супруг? Героиня Джульетты Мазины проходит по лезвию искушений и страданий, и в конце находит для себя единственно правильный ответ.
6. «Амаркорд» (Amarcord), 1973 г., 2 серии.
Романтическая мозаика воспоминаний о детстве режиссёра в тихом итальянском городке Римини, собранная воедино волшебной музыкой Нино Роты. Много солнца, моря, задорного фашизма, подростковых глупостей и первых влюблённостей.
7. «Город Женщин» (La Citta' delle Donne), 1980 г.
Постаревший, но по-прежнему привлекательный герой-любовник Марчелло Мастрояни в поисках Идеальной Женщины попадает в странный город, где нет мужчин, но всем заправляет прекрасная половина человечества.
8. «Джинджер и Фред» (Ginger e Fred), 1986 г.
Два танцора степа - Он и Она - встречаются через 30 лет на сверкающем подиуме развлекательной ТВ-передачи в ночь под Рождество. Их танец «старой гвардии» перед миллионной аудиторией превращается в своеобразный вызов Любви Двух Сердец холодному миру торгашества и пошлости.
Джузеппе Торнаторе
1. «Легенда о пианисте» (“La leggenda del pianistа sull’oceano”), 1998 г.
Рождённый в коробке из под лимонов, на крышке рояля океанического лайнера младенец становится великим пианистом, чья музыка также необъятна, волнующа и загадочна как океан, превратившейся в пожизненную колыбель для него, ни разу так и не ступившего на сушу.
2. «Новый кинотеатр «Парадизо» (“Nuovo Cinema Paradiso”), 1989 г.
В маленьком сицилийском городе кинотеатр не только единственное развлечение жителей, но и своеобразный перекрёсток судеб, надежд и желаний. «Фабрика грёз» дарит поистине неземное наслаждение тем, чьи сердца по-детски открыты любви.
3. «Малена» (“Malena”), 2000 г.
Жестокое время Второй Мировой становится тяжёлым испытанием для очаровательной сицилианки Малены. Кажется, вся злоба мира восстаёт на хрупкую женщину, вся «вина» которой - красота и преданность мужу.
4. «Лучшее предложение» (“Best Offer”), 2013 г.
Вместе с героем фильма - страстным коллекционером антиквариата - мы участвуем в его ещё двух странных увлечениях: поиском в старинном, обветшавшем замке его таинственной, и возможно, прекрасной хозяйки и реконструкции механической куклы 18 века. Будьте готовы, что оба существа преподнесут антиквару необычный сюрприз в конце ленты!
РОССИЯ
Арсенов Павел, «Король-Олень», 1969 г.
В экранизации пьесы Карло Гоцци, сделанной в стиле музыкальной сказки, Король (Юрий Яковлев) получает опасный дар превращаться в любое живое существо. Раскрывая тайну этого дара своему министру Тарталье (Сергей Юрский), он рискует потерять свою личность и любовь прекрасной Анжелы.
Бедарев Евгений
1. «В ожидании чуда», 2007 г.
Девушка ждёт помощи и чуда, но что делать, если это чудо посылается тебе в виде прикольного, взбалмошного Фея, который заставляет героиню киноленты самой начать творить фантастическую реальность своей судьбы?
2. «Тариф «Новогодний», 2008 г.
Главный герой киноленты умудряется дважды прожить один год, предотвратить крупную автокатастрофу, найти новых друзей и встретить свою Любовь, которая вытаскивает его из-под колёс бензовоза. И всё это благодаря волшебному тарифу МТС!
Бондарчук Сергей
1. «Война и Мир», киноэпопея в 4 частях, 1965-67 гг.
Любимый фильм всех старшеклассников; ведь режиссёр так гениально экранизировал роман Толстого, что школьникам для подготовки сочинений по безсмертному произведению русского классика иногда достаточно посмотреть всего 7 часов оскароносной киноленты.
2. «Они сражались за Родину», 2 серии, 1975 г.
Несколько дней из жизни роты бронебойщиков, с боями отступающих под натиском немецких войск к излучине Дона. Во всей красе, силе и безшабашности показан Русский Характер: зарываться в землю и стоять насмерть, из противотанкового ружья суметь сбить вражеский самолёт…
Данелия Георгий, «Кин-Дза-Дза», 2 серии, 1986 г.
Никогда не нажимайте непонятные вам кнопки, чтобы случайно не очутиться на далёкой планете Плюк, откуда вам придётся долго и мучительно выбираться на Землю. Фильм несомненно пророческий, вплоть до деталей: преклонение перед малиновыми штанами и пение в подземных переходах Скрипачей и Прорабов стало повседневной реальностью современной России.
Калатозов Михаил, «Летят журавли», 1957 г.
Журавлиный клин в небе, которым любуется влюблённая пара (актёры Алексей Баталов и Татьяна Самойлова), в это утро навсегда разрежет их жизнь на ту, что «до войны», и ту, что «после». Выдержит ли их большое чувство испытание разлукой и лишениями военных лет?
Калатозишвили Михаил (внук), «Дикое поле», 2008 г.
В центре огромной степи, снятой так, что полностью теряется пространственно-временная привязка фильма, живёт и лечит людей врач Митя. Служение врача происходит на грани возможного, а сама его жизнь наполнена встречами со сверхъестественными проявления Поля.
Кончаловский Андрей
1. «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», 1967 г.
В кипении колхозной жизни и грохоте строительства «светлого будущего» кроткая и безответная хромоножка Анастасия Клячина (актриса Ия Саввина) так и не может найти Любовь, но обретает смысл своей жизни в рождении ребёнка.
2. «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», 2014 г.
Если у вас крадут мотор от лодки, из темноты материализуются таинственные коты, а односельчане нередко прибегают к аргументу в виде кулака, вы поймёте, что жизнь сельского почтальона в архангельской глубинке - не такая уж простая штука.
Коростышевский Максим, «Дура», 2005 г.
История двух сестёр, одна из которых - успешная - играет в театре, а другая - «дурочка» - с не меньшим успехом играет в спектакль под названием «Жизнь», где сама является и постановщиком, и декоратором, и актёром.
Меликян Анна
1. «Русалка», 2007 г.
2. «Звезда», 2014 г.
Две ленты с разными сюжетами и героинями несомненно объединены режиссёром в смысловую дилогию, где повествуется о жизни девушки в огромном и холодном мире человеческого равнодушия и пошлости, о хрупкости и ранимости души, о силе доброго взгляда, слова и поступка.
3. «Pro Любовь», 2015 г.
Пять любовных историй, тесно переплетённых между собой, но совсем не похожих одна на другую, разворачиваются в лабиринтах мегаполиса. Любовь, как Маскарад, как Отчаяние, как Постижение, как Искусство и как Бизнес - каждый из героев выбирает свой путь в этом запутанном и непостижимом клубке противоречий.
Михалков Никита
1. «Пять вечеров», 1978 г.
Война, страдания, забвение и ложная гордость, кажется, создают непреодолимую преграду между двумя любящими сердцами. Но через 10 лет судьба внезапно вновь даёт героям Станислава Любшина и Людмилы Гурченко шанс воскресить былое чувство.
2. «Родня», 1981 г.
Простая сельская женщина (актриса Нонна Мордюкова) попадает в неожиданно холодный и жестокий мир своих городских родственников. Тепло, участие и понимание она находит у совершенно незнакомых людей.
Тарковский Андрей
1. «Иваново детство», 1962 г.
Только во сне 12-летнему подростку Ивану (актёр Николай Бурляев) возвращается его милое детство, озарённое любовью и светом. Наяву он ведёт безпощадный бой с немецкими нацистами, добывая страшной ценой разведданные для наших войск.
2. «Страсти по Андрею» («Андрей Рублёв»), 1966 г.
Восемь кино-новелл объединены в своеобразную историческую мозаику Древней Руси рубежа 14-15 веков, на фоне которой мы видим духовные искания и странствия монаха-иконописца Андрея (актёр Анатолий Солоницын).
3. «Солярис», 1972 г.
Ничто, даже ушедшее в Вечность, не умирает навсегда. Иногда оно воскресает во плоти, как погибшая 10 лет назад жена (актриса Наталья Бондарчук). Воскресает, как ответ мыслящей планеты-Океана на наивные попытки астронавта (Донатас Банионис) установить с ним контакт.
4. «Зеркало», 1974 г.
Как в зеркало, пристально всматривается герой фильма, которого зритель так и не увидит, в образы двух женщин - матери и жены (актриса Маргарита Терехова), - и в их милых чертах прочитывает отражения эпохи, радости, страдания и следы своего «эго».
5. «Сталкер», 1979 г.
Три человека, опустошённые прожитой жизнью, добираются до волшебной Комнаты Желаний в таинственной «Зоне», но так и не в силах переступить её порог. Однако назад возвращаются совершенно другими, или их сокровенные желания всё-таки начинают сбываться?
Хейфиц Иосиф, к/ф «Плохой хороший человек», 1973 г.
Можно ли убить безполезного, дурного человека ради общественного блага? Ответ даст дуэль между героями киноленты чиновником Лаевским (актёр Олег Даль) и бароном фон Кореном (актёр Владимир Высоцкий), дуэль, в которой замешана честь женщины.
Хотиненко Владимир, к/ф «Зеркало для героя», 1987 г.
Легко выносить суд поколению родителей, но когда ты благодаря загадочной петле времени неожиданно попадаешь в их эпоху, начинаешь понимать, как трудно порой бывает прожить всего один-единственный день.
США
Джармуш Джим, к/ф «Ночь на Земле», 1991 г.
Пять «таксистских историй», происшедших в одну ночь на планете Земля от вечерних сумерек в благоуханной Калифорнии до холодного рассвета в заснеженной Финляндии, сняты в форме трагикомических притч о человеческих отношениях.
Земекис Роберт, к/ф «Форест Гамп», 1994 г.
«Князь Мышкин» («Идиот») по-американски: он везде приходит с добром и любовью, и его его сказанные от доброго сердца советы оказывают волшебное, преображающее действие на всех друзей и знакомых.
Лерой Мервин, к/ф «Мост Ватерлоо» (Waterloo Bridge), 1940 г.
Под бомбами немецкой авиации на лондонском мосту Ватерлоо происходит встреча красавца-офицера и грациозной балерины (в исполнении несравненной Вивьен Ли). Выдержит ли вспыхнувшая любовь испытание тяготами войны?
Уильям Уайлер, к/ф «Лучшие годы нашей жизни» / “The Best Years of Our Life”, 1946 г.
Когда три года подряд смотришь на землю в прицел бомбардировщика, очень не просто потом «спуститься на землю» и принять обычную гражданскую жизнь во всех её проявлениях. Трём ветеранам Второй Мировой, опалённых огнём страшной войны, это удаётся с трудом, но тут на помощь к каждому из них приходит золотое сердце Женщины.
Уайлер Уильям, к/ф «Римские каникулы», 1953 г.
Даже самой настоящей принцессе с кучей дел государственной важности иногда так хочется хотя бы один день побыть простой девчонкой, весело колесящей на мотороллере по городу. Особенно, если этот город - вечно прекрасный и гостеприимный Рим.
Фосс Боб, к/ф «Милая Чарити», 1969 г.
Очаровательная и трогательная героиня Ширли Маклейн танцует с мужчинами в дешёвом ночном дансинге за 6,5 долл. в час в надежде найти свою Большую Любовь в каменных джунглях безучастного Нью-Йорка.
Click to view
Френк Капра, к/ф «Эта чудесная жизнь» / “It's a Wonderful Life”, 1946 г.
Чтобы хороший человек в отчаянной ситуации не бросился вниз головой с моста, из Небесного совета срочно посылают к нему на помощь младшего Ангела, любителя книг Марка Твена и пунша с корицей. Теперь весь вопрос в том, захочет ли герой ленты принять такую помощь? Впрочем, всегда есть надежда на чудо, тем более, что всё это происходит в ночь под Рождество…
Шазель Дэмиен, к/ф «Ла-Ла Ленд», 2016 г.
В наполненном мелодиями солнечного ветра и света дальних звёзд прекрасном и вечно юном городе «фабрики грёз» Лос-Анджелесе происходит романтическая встреча в ритме джаз талантливого пианиста и девушки-баристы. Каждый из них одержим великими планами на своё будущее. Смогут ли они сохранить любовь, или она останется только трогательной джазовой темой?
Эдвардс Блейк, к/ф «Завтрак у Тиффани», 1961 г.
Как славно переливаются алмазы за огромными витринами «Тиффани»! Героиня Одри Хепбёрн любит зажигательные вечеринки, рисковые афёры и ювелирные магазины, но однажды настоящая любовь переворачивает судьбу бездумной прожигательницы жизни.
ФРАНЦИЯ
Жёне Жан-Пьер, к/ф «Амели», 2001 г.
Самая фантастическая девушка Парижа Амели упорно собирает по кусочкам разорванных фотокарточек, по всем фотоателье большого города образ человека, который становится её Большой Любовью.
Леконт Патрис, к/ф «Девушка на мосту», 1999 г.
Когда жизнь лишается смысла, можно прыгнуть с моста в отчаянии, а можно попробовать начать всё снова, начав опасную игру между лезвиями летящих ножей в рискованном аттракционе гастролирующего эксцентрика.
Пателльер Дени, к/ф «Гром Небесный», 1965 г.
Кто может остановить упрямого Брассака (актёр Жан Габен) в желании вырвать девушку из цепких лап сутенёров, когда в дело идут его кулаки, охотничьи ружья и крепкие стены замка в родовом поместье?
Хазанавичус Мишель, к/ф «Артист», 2011 г.
Картина в стилистике немых ретро-фильмов 20-х годов рисует нам гигантский переворот в кинематографе, связанный с приходом звука. Для кого-то из артистов это - удача, волшебный ключ к успеху, для кого-то - трагедия. Но только Великая Любовь помогает героям Жана Дюжардена и несравненной Беренис Бежо преодолеть все испытания и в вихре зажигательного степа ворваться в Мир Звука.
ЧЕХИЯ
Сверак Зденек, автор сценария
1. «Коля», 1996 г.
Кладбищенский музыкант, жизнелюб и галантный любовник нечаянным поворотом судьбы становится опекуном русского подкидыша - мальчика Коли. Вместе им предстоит преодолевать трудности диалога между русской и чешской культурой.
2. «Пустая тара / Возврат бутылок», 2007 г.
На неожиданную премию, полученную в пункте приёма бутылок, бывший учитель покупает фантастическое путешествие на воздушном шаре для себя и своей жены. Только эта прогулка под облаками становится серьёзной проверкой прочности их семейных уз.
3. «Зияющая синева», 2001 г.
Когда враги захватили твою землю, а ты молод и умеешь водить боевые самолёты, выход один - вступать в иностранный легион и драться с захватчиками в небе чужой страны, за свободу своей Родины.
Иржи Менцель
«Жаворонки на нити» / "Skrivanci na niti", 1969 г.
Огромная свалка металлолома на окраине Праге, где коммунистическое правительство «осчастливило» ударным исправительным трудом под открытым небом заключённых интеллектуалов, чиновников и коммерсантов буржуазной Чехии, тем не менее, становится местом, где проявляются лучшие качества человеческой души: милосердие, взаимопомощь и конечно же - Любовь.
_______________________________________________________________________________________________________________
P. S. И в качестве приятного довеска - несколько мультфильмов:
1.«Отец и Дочь», Майкл Дадок де Уит, 2001 г.
Click to view
2. «Колобок, колобок…», Борис Акулиничев, 1988 г.
3. «Жил-был Пёс», Эдуард Назаров, 1982 г.
4. «Ветер вдоль берега», Иван Максимов, 2005 г.
5. «Ух, ты, говорящая рыба!», Роберт Саакянц, 1983 г.
6. «Штормовое предупреждение», Александра Шадрина, 2010 г.
7. «Лесное трио», 13 мини-серий, Алексей Алексеев, 2007-09 г.