003. ОКЕАН АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО

Apr 03, 2011 18:55

 

4 апреля - день рождения кинорежиссёра Андрея Тарковского

4 апреля 1932 года в селе Завражье Юрьевецкого района Ивановской области в семье поэта-переводчика Арсения Тарковского и Марии Ивановны Вишняковой родился сын - Андрей Тарковский. Приход в мир этого человека, которому было суждено стать режиссёром с мировым именем, является поистине чудом для отечественного кинематографа.

В самом деле, родившийся и сформировавшийся как личность в самой гуще советского строя, Андрей Тарковский является счастливым примером абсолютно внутренне свободного художника в стране тотальной несвободы. Его фильмы полностью лишены какого-то ни было налёта «советчины». Они, с одной стороны, удивительно русские по своему поэтическому строю, а с другой стороны, совершенно вселенские, понятные человеку в любой стране мира. Для меня остаётся загадкой, как чиновники из Госкино, например, выпустили в прокат «Солярис», где сквозной музыкальной темой служит хоральная прелюдия И. С. Баха «Я взываю к Тебе, Господи!» (http://www.manwb.ru/pub/Music/0710/solaris2.html). Очевидно, они не понимали, КАКОГО масштаба Мастер перед ними. (Вполне возможно, что в советском кино существовала негласная разнарядка на «странного, психологического» режиссёра в обойме прочих, дабы ничем не отставать от Запада. Там их, дескать, с избытком, ну пусть и у нас один будет…)

Тарковский - «исповеднически»-искренний режиссёр, для него в кино важен прежде всего не внешний сюжет, а человек и его внутренний мир. Поэтому фантазия художника свободно проводит своего зрителя через века и эпохи: от средневековой Руси «Страстей по Андрею» до таинственной Зоны «Сталкера». По сути, он всю жизнь снимал один-единственный мегафильм-исповедь, необъятный как фантастический океан «Соляриса», в котором на семи полнометражных островах-кинолентах живут его герои и он сам.




Андрей Тарковский - это не только славное прошлое нашего кино, его творчество обращено в будущее, а его фильмы - на редкость современны, потому что говорят о Вечном: человеке и Творце, любви, материнстве, жертвенном подвиге. В этом смысле Тарковский - основоположник подлинного русского кинематографа, поскольку первые шаги нашего кино в 20 веке были прерваны революцией, и его дальнейшее развитие проходило под неусыпным надзором партии, объявившей войну духовным ценностям христианства. (Думаю, что фильмы на уровне михалковско-рязанской халтуры вряд ли можно всерьёз относить к подлинным культурным явлениям).




Творчество режиссёра является своеобразным звеном в цепочке, связывающей «ту», дореволюционную Россию с её укладом и миропониманием с нашим временем. Помните тот пронзительно-щемящий эпизод из «Зеркала», когда пожилая женщина явно из «прежних» (её прекрасно сыграла Тамара Огородникова, кстати совсем не актриса) просит подростка Игната прочитать строки из письма Пушкина о России? «У нас мало времени!» звучит в кадре, и мальчик смотрит на внезапно опустевший стол с исчезающим пятнышком влаги от стакана чая.




Я прекрасно помню свои юношеские впечатления от просмотра «Рублёва» и «Зеркала», это был одновременно восторг от прорыва в какую-то иную реальность и замирание сердца от глубины образов, мыслей, ассоциаций, шедших с экрана. Единственно, (но это по молодости) мне казалось, что повествование в фильмах разворачивается излишне медленно. Теперь я понимаю, автор картин неспешно и обстоятельно беседует со своим зрителем, у его фильмов «большое» дыхание, они исполнены красоты и гармонии, которая не терпит суеты.

Художник, прошедший тернистый путь от безприютного «Иванова детства» до огненного «Жертвоприношения», обрёл безсмертие не только в названии малой планеты нашей Солнечной системы под № 3345, но и в сердцах благодарных поклонников его творчества.




П. С.
Для тех, кто желает подробно ознакомиться с жизнью и творчеством Андрея Арсеньевича Тарковского, предлагаю прочитать прекрасную книгу Майи Туровской «Семь с половиной, или Фильмы Андрея Тарковского». 
Зайти по ссылке: 
http://millionsbooks.org/book_58.html 
В книге-исследовании помимо тонкого анализа кино-произведений Тарковского собраны многочисленные воспоминания его коллег: актёров, композиторов, операторов, членов съёмочной группы.



андрей тарковский фильмы русское кино

Previous post Next post
Up