Свободного времени немного, поэтому много писать не могу. Посмотрел фильм "Примите телеграмму в долг". Во время просмотра автоматически сравнивал показанное в фильме время строительства капитализма в нашей стране, конец 1970х годов, с тем временем, когда у нас был социализм. Для тех, кто вдруг читает меня впервые, поясню, что в Советском Союзе целенаправленно и умышленно под руководством КПСС, прикрываясь лозунгами о коммунизме, строился капитализм, начиная с весны 1953 года.
Сравнение капитализма и социализма убедительно доказало, что никаких ляпов капитализма, показанных в фильме, в социалистической стране быть попросту не может. Капиталистическая система не дала ребёнку развить свой талант на пользу общества. Мыслимо ли, например, допустить, что ситуация, давшая название фильму, когда почтальоны насмехаются над ребёнком, пытающимся отправить телеграмму академику, могла произойти в социалистической стране? Нет, это допустить немыслимо. Такого просто не могло произойти в стране социализма.
Мне, конечно, могут возразить, что мальчику не повезло с почтальонами так же, как нам всем теперь не повезло с целым народом: "Не тот у нас народ и почтальоны в фильме не те!" Однако такое возражение будет беспочвенным. Оно основано на идее первичности общественного сознания по отношению к общественному бытию. А на самом деле придерживаться этой идеи означает ставить телегу впереди лошади. Эта идея полностью антинаучна, не имеет никакого отношения к историческому материализму и к марксизму. Мышление почтальонов из фильма и народа в целом из нашей окружающей действительности в основном определяется общественной формацией, внешней к ним. И поведение почтальонов в фильме как раз доказывает, что общественная формация, внешняя к ним, была явно не социализмом.
Сейчас тоже встречаются время от времени подобные предложения: давайте воспитаем нового, высокоморального и высокодуховного человека, а потом с его помощью построим коммунизм. Не получится. Всё с точностью до наоборот. Сначала формация, а потом уже формация сама воспитает человека под стать себе. И да, человек в коммунизме более высокоморален, чем человек в капитализме. И народ в целом как общее объединение индивидуумов отдельных людей, стало быть, лучше. Но не потому, что мы его таким воспитали, а потому, что новое общественное бытие лучше, чем старое; оно и определяет более высокоморальное общественное сознание, чем старое.