Незыгарь …модель, в которой доминируют крупные госкомпании и близкие к власти «короли госзаказа», …а деятельность ученых, …сдерживаются жесткими мерами со стороны спецслужб, не подходит для достижения технологического суверенитета.
Проблема российской экономики, которая становится все более ощутимой в связи с усилением санкционного давления со стороны Запада, заключается в дефиците современных технологий и инвестиций.
Правительство отреагировало на этот вызов разработкой и утверждением Концепции технологического развития страны до 2030 года. В ее рамках уже одобрено 10 мегапроектов, реализация которых должна позволить стране достичь технологического суверенитета к 2030 году по производству продукции, определяющей ныне технологический прогресс (включая микрочипы, новые материалы, беспилотники и авиационные системы и др.).
Однако на сегодняшний день эта амбициозная программа более похожа на утопию, чем на «дорожную карту». Во-первых, из-за западных санкций Россия оказалась отрезанной от современных центров технологического развития и инноваций. Во-вторых, уже сейчас страна испытывает дефицит высококвалифицированных кадров, необходимых для реализации этой концепции. Например, на прошедшем Евразийском экономическом форуме первый заместитель министра промышленности и торговли РФ В.Осьмаков заявил, что главной проблемой российской промышленности на данный момент являются не санкции, а отсутствие кадров. По мере продолжения СВО этих кадров станет еще меньше. И, наконец, для реализации концепции требуется иная экономическая модель, создающая благоприятные условия для предпринимательской инициативы, особенно в высокотехнологичном секторе.
Существующая же модель, в которой доминируют крупные госкомпании и близкие к власти «короли госзаказа», частная инициатива подавляется административным контролем и многочисленными бюрократическими ограничениями, а деятельность ученых, их контакты сдерживаются жесткими мерами со стороны спецслужб, не подходит для достижения технологического суверенитета.
Что касается дефицита кадров, то и эта проблема становится все более чувствительной для российской экономики. По данным опроса Института Е.Гайдара, обнародованным в мае, 35% российских предприятий в настоящее время испытывают дефицит кадров. Из-за дефицита врачей Минздрав, например, планирует поручать исполнение некоторых врачебных функций медсестрам, что, несомненно, скажется на качестве медицинского обслуживания. Определенным ответом на вызов, связанный с нарастанием дефицита кадров, стало подписание президентом РФ указа о внесении изменений в Концепцию миграционной политики России на 2019-2025 годы, где глава государства поручил правительству принять меры по снижению оттока за рубеж населения страны.
Судя по всему, эти меры помимо повышения привлекательности рабочих мест в России (в условиях продолжающейся СВО и ограничения гражданских и политических свобод этого добиться будет трудно), будут предполагать и определенные ограничения на выезд для некоторых категорий населения. Потому власти решили поторопиться с принятием поправок в закон о въезде и выезде из РФ, которые открывают путь к ограничению выезда с помощью ряда законодательных мер.