Константин Двинский Вчера Министр финансов Антон Силуанов отметился рядом весьма любопытных заявлений, которые мы не можем не разобрать. Остановимся на той части которые касаются Фонда национального благосостояния (ФНБ), ведь данный инструмент в условиях отсутствия проектной эмиссии является едва ли не единственным потенциальным источником масштабных госинвестиций в реальный сектор экономики.
Начнем со следующего заявление:
Фонд национального благосостояния России будет пополняться в рублях начиная с 2023 года
Это означает, что в этом году никакого направления нефтегазовых сверхдоходов в ФНБ не будет. Тем не менее, подобное заявление нельзя понимать как то, что все нефтегазовые сверхдоходы пойдут на финансирование бюджетных расходов.
В ФНБ перевод нефтегазовых сверхдоходов осуществляется раз в год. То есть, в 2022 году Фонд должен был пополниться той суммой, которая получилась по итогам 2021 года. Она составляет порядка 3,1 трлн рублей.
Собственно говоря, эти деньги сейчас как раз пойдут (если уже не пойдут) на поддержку экономики.
Что касается непосредственно потенциальных нефтегазовых сверхдоходов за 2022 год, то вчера Алексей Кудрин оценил эту сумму в 6,3 трлн рублей. На наш взгляд, оценка близка к реальной. Только по итогу четырех месяцев (январь-апрель) объем нефтегазовых сверхдоходов составил 2,289 трлн рублей.
Тем не менее, поскольку ФНБ начнет пополнятся с 2023 года, это означает, что в него поступит часть сверхдоходов за 2022 год. Из этого можно сделать вывод, что все 6,3 трлн рублей пускать на поддержку экономики не планируется. Скорее всего, возьмут примерно половину + оставшиеся с 2021 года 3,1 трлн рублей
Следующее заявление Силуанова:
Минфин РФ готовит новые бюджетные правила, в соответствие с которыми планирует формировать проект бюджета на 2023-2025 гг
Надо понимать, что новые бюджетные правила будут включать и новые нормы в отношении ФНБ. Учитывая тот факт, что пополняться он будет исключительно в рублях (Минфин отказался даже от золота и юаня), никакого смысла просто копить деньги нет (раньше в этом тоже не было смысла). Они просто будут сгорать в инфляции.
Причем копить нет смысла не просто в течение нескольких лет, но и в течение нескольких месяцев, ожидая следующего года для перечисления всей суммы в Фонд. Новое бюджетное правило должно включать пункт, при котором нефтегазовые сверхдоходы зачисляются в ФНБ ежемесячно.
Дальше они уже сразу же должны идти на финансирование проектов развития страны. То есть, соответствующий список должен быть готов заранее, а проекты стоять в очереди.
Чем дольше деньги лежат в ФНБ - тем меньше их остается в реальном выражении.
Также Силуанов заявил, что в этом году из ФНБ будут докапитализированы Аэрофлот, Газпромбанк и РЖД. Конечно, хотелось бы получить какие-то более конкретные проекты, но и докапитализация этих компаний - тоже неплохо. Например, РЖД потратит деньги на расширение БАМа и Транссиба.
И последнее заявление главы Минфина
Минфин РФ не планирует никаких заимствований в 2022 году ни на внутреннем, ни на внешнем рынке
вернется на рынок ОФЗ в 2023 году, если стабилизируется инфляция и стоимость займов
А вот такое заявление Силуанова пугает. Какой смысл выходить на рынок ОФЗ в 2023 году, когда у правительства сохранится колоссальный поток нефтегазовых сверхдоходов. Зачем необходимо опять увеличивать госдолг, когда деньги можно просто взять из ФНБ?
Если будет реализована схема, при которой Минфин выпускает облигации, которые выкупает ФНБ под минимальный процент - это одно дело. Но привлекать средства по ставкам выше инфляции при достаточных нефтегазовых сверхдоходов - абсурд.
В общем, из слов Антона Силуанова сложно сделать однозначные выводы. Ряд решений носит пусть логичный, но половинчатый характер. От главы Минфина мы так и не услышали главного - что будет представлять из себя ФНБ в новой реальности. Будет ли он продолжать оставаться "кубышкой на черный день", в чём сейчас нет абсолютно никакой логики, или же станет Фондом развития России.
Источник