Как будет трансформироваться денежно-кредитная политика Банка России в 2022 году?

Apr 24, 2022 10:35

ПАВЕЛ РЯБОВ (SPYDELL)

Рынок капитала в России закрыт и серьезно поврежден, а следовательно, ни бизнес, ни государство не смогут проводить успешных размещений.


Соответственно, в этих условиях нет смысла держать устойчиво положительные реальные ставки по денежным и долговым рынкам. Впервые в современной истории России, реальные ставки (стоимость кредитов минус инфляция) будут среднесрочно сильно отрицательными, особенно во второй половине года.

Ставки ЦБ РФ, по всей видимости, будут около 14-15% в мае, 13-14% в июле, 11-12% к сентябрю и около 9% в конце года, даже при тенденции накопления инфляционного давления.

Причины инфляции в марте были: панический иррациональный спрос в ожидании дефицита, спекулятивное переписывание ценников продавцами и эффект обесценения рубля. Сейчас спрос населения падает, кредиты сокращают, денежная масса растет медленно, а рубль рекордно укрепляется.

С мая рост инфляции может возобновиться из-за проблем в предложении товаров и опустошения складских запасов. Эту проблему едва ли возможно решить через альтернативу в Азии, т.к. выпадающая номенклатура не соответствует доступной номенклатуре в Азии.

Не решить и через логистику через третьи страны, т.к. серый или параллельный импорт лишь частично заменит недостающие позиции и преимущественно по потребительскому сегменту, тогда как промышленное оборудование и комплектующие доставить будет очень сложно.

Поэтому нужен внутренний источник роста. В текущей макроэкономической и финансовой диспозиции, реальные ставки в России не приведут к тем проблемам, которые есть в Западных странах. В США и Европе терминальная стадия спекулятивного угара центральных банков и связанными с ними первичных дилеров привела к существенному отклонению монетарного импульса от потенциала абсорбации/принятия и распределения ликвидности экономикой.


Денег много, точек приложения капитала мало. Это отразилось в пузырях на финансовых рынках, в недвижимости, рекордной инфляции за 50 лет и утрате доверия к фиатным деньгам.

В России ситуация противоположная. У нас точек приложения капитала более, чем достаточно на траектории импортозамещения и локализации промышленности. Инфляционное давление будет ослабевать по мере расширения предложения в России, на это уйдут годы!

Второй важный момент. Из-за закрытия рынков капитала в России, из-за двухстороннего Capital Control, изменения политической «ориентации» и всего комплекса негативных факторов последних двух месяцев нерезиденты полностью отрезаны от поставок ликвидности в Россию. Следовательно, бизнес и государство не смогут размещаться. Внутренних источников объективно недостаточно, поэтому с второй половины 2022 я ожидаю от ЦБ различных механизмов квази QE, т.е. выкупа активов бизнеса и государства (скорее всего ОФЗ на первом этапе).

Это могло бы привести к инфляции раньше, но в текущих условия при грамотном подходе это может, наоборот, форсировать экономический рост по мере поиска кредитора последней инстанции.

Третье. Я ожидаю дифференциацию процентных ставок со стороны спроса и со стороны предложения. Системообразующие предприятия, ключевые звенья экономики и воспроизводственных процессов будут получать финансовые ресурсы ниже рыночных через адресное фондирование. С другой стороны, спрос будет фондироваться по более высоким ставкам.

Это наиболее мощный долгосрочный механизм структурного понижения инфляции, когда предложение расширяется, а спрос остается стабильным. Учитывая, что в России образовался чудовищный разрыв между спросом и предложением, эта мера будет оправданной. Да, здесь возможно злоупотребление, но эта мера в условиях мобилизационной экономики оправдана долгосрочной выгодой. Другого выбора просто нет.


По рыночной ситуации:

Дальний конец кривой доходности ОФЗ (облигации сроком больше 3 лет) проваливается ниже 10%, что формирует рекордный разрыв к ставкам денежного рынка (свыше 7 п.п) - так мощно не было никогда! При этом и «короткие» облигации углубляются в отрицательный спрэд, годовые котируются уже 10.8%, а 6 месячные 12.5%

Нет никаких сомнений, что ЦБ РФ понизит ставку на ближайшем заседании. Я ориентируюсь на снижение ставки до 15% минимум, но весьма вероятно и 14%

Рублей в системе не просто много, а запредельно много. Банковская система перешла в устойчивый структурный профицит ликвидности в 1.4 трлн в среднем за последние 5 дней. Это значит, что банки разместили в ЦБ на 1.4 трлн больше, чем забрали от ЦБ, т.е. это объем изоляции ликвидности из финансовой системы. В начале марта было наоборот - под 6 трлн дефицита. Наличность возвращается в банковскую систему: c 9 марта вернулось 2.42 трлн, а в первые 8 дней СВО забрали 2.84 трлн.

Банку России удалось стабилизировать финансовую системы и рынки - огромный успех!

ИА «Аврора»

экономика, рынок, ставки, аналитика, капитал, Россия

Previous post Next post
Up