Константин Двинский Правительство внесло в Государственную Думу законопроект, согласно которому российские компании больше не смогут размещать свои акции на иностранных биржах, а те ценные бумаги, которые обращаются за рубежом сейчас, предписано вернуть в Россию. В принципе, нет сомнений в том, что законопроект без проблем пройдёт все чтения Госдумы и по итогу будет принят. Подобное означает кардинальное переформатирование не только всей биржевой торговли в России, но и значительной части финансового рынка
Российский фондовый рынок в том виде, в котором он существовал до недавнего времени, является ярким примером неоколониализма. Западным хэдж-фондам была предоставлена полная свобода действий по скупке акций наших компаний реального сектора. Причем не компаний-пустышек, раздутых пиаром вроде Теслы, а успешно функционирующих предприятий. Более того, значительную часть из них составляли государственные компании.
К счастью, до полного поглощения дойти не успело. Всё же 2014 год очень сильно спутал карты глобалистам. Но ситуация за прошедшие 8 лет не отыгралась назад: она пребывала в замороженном состоянии.
Самый яркий пример - Сбербанк. По последнему отчету 44,37% акций Сбера контролировались так называемыми иностранными инвесторами, порядка 80% которых составляли американские и британские хэдж-фонды. Они скупили акции за копейки, после чего стоимость ценных бумаг кратно выросла, а дивиденды платились роскошные. Только в прошлом году по дивидендам Сбербанк выплатил иностранным акционерам более 180 млрд рублей.
Кто-то может сказать, что это их право: купить акции и зарабатывать с них. Действительно, это так. И здесь мы предъявляем претензии вовсе не к этим глобалистским организациям: они просто воспользовались ситуацией. Но зачем нужно было продавать практически половину Сбера непонятно кому? Толку от иностранцев не было и нет. Говорить о том, что они вложили деньги в Сбербанк также неправильно. Это были копейки, которые при необходимости могло бы изыскать государство.
Впрочем, теперь иностранцы будут отрезаны от акций наших компаний. Формально не полностью. Кто захочет - тому будет позволено конвертировать депозитарные расписки в акции, обращающиеся на Мосбирже. Однако вряд ли они это сделают, поскольку дивиденды будут получать в рублях, которые не смогут конвертировать в валюту и вывезти из страны.
На 30 июня прошлого года нерезиденты контролировали более 80% акций русских компаний, находящихся в свободном обращении. Такие данные предоставила Мосбиржа. И по всем этим акциям регулярно выплачивались дивиденды (напомним, русский рынок - самый дивидендный в мире). Деньги же выводились из страны.
Теперь все поменялось. В конце февраля ЦБ заморозил средства нерезидентов по всем ценным бумагам. И мы увидели, что могло бы быть с нашим рынком, если с него выкинуть иностранных спекулянтов.
С конца февраля индекс Мосбиржи вырос на 30-35% после минимумов. Однако провалился он исключительно благодаря тому, что нерезиденты распродавали акции. Пока им не заморозили деньги. После этого участие в торгах могли принимать только российские юридические и физические лица. И, как видим, сил резидентов оказывается достаточно, чтобы биржа чувствовала себя хорошо. Заметим, что ЦБ и Минфин не принимали участие в скупке акций на Мосбирже.
В общем, русский фондовый рынок вступает в новый этап своего развития. Да, сделан только первый шаг. Но избавление от должно привести к следующим результатам:
Прекратится вывод капитала в виде дивидендов
Фондовый рынок станет эффективным способом размещения сбережений для граждан России (т.к. снизится волатильность)
Фондовый рынок перестанет носить спекулятивный характер, а станет служить интересам развития реального сектора экономики
Конечно, на эту тему можно рассуждать долго. Что мы и будем делать в следующих публикациях
Источник