Объясняю на пальцах Да, так получилось, что я еще и моряк. Ну, не то чтобы прям матёрый, но на военном корабле когда-то служил. Поэтому могу дать небольшой комментарий по поводу нашего БДК, затопленного на Украине.
Это затопление называют главным военным успехом украинских военных. Не скажу, что успех прям выдающийся, но за неимением большего...
В общем. К юго-западу от печально известного Мариуполя расположен порт Бердянск, который достаточно быстро перешел под контроль России.
Через этот порт осуществляется морское снабжение нашей военной группировки. В том числе заходят туда и наши БДК.
БДК - большой десантный корабль. Специализированное судно, предназначенное для переброски военной техники, грузов и военнослужащих.
Всего у России имеется 22 БДК. В том числе - два новейших (проекта 11711) - "Иван Грен" и "Петр Моргунов" (еще два таких же строится).
Новейший БДК РФ
Тот корабль, который затоплен в Бердянске - это проект 1171. Самый старый из всех, что находятся сейчас в строю.
Всего кораблей такого типа было построено 14 штук. В наличии осталось три. Один из них - БДК "Орск". Корабль 1968 года постройки. То есть ему уже 54 года. Очень заслуженный, но все же - дедушка.
БДК "Орск"
Что же произошло с "Орском" и кто его затопил?
Конечно, я не владею полной информацией, поэтому могу прокомментировать только официальные заявления.
Итак, когда БДК "Орск" стоял на причале в Бердянске, украинские военнослужащие выстрелили по нему тактической ракетой "Точка-У".
Это довольно мощная, хоть уже и устаревшая ракета (в России ее сняли с вооружения и заменили более современными образцами).
Как выразился офицер российской ПВО: "Точка-У - цель для нас сложная, но вполне уничтожимая".
В общем-то, все подобные ракеты, которые выпускала Украина, успешно сбивались и сбиваются. Однако, за счет большой массы и скорости "Точка-У" даже после сбития сохраняет свою опасность (за счет осколков, которые продолжают лететь по траектории).
Именно такая ситуация и произошла в Бердянске. "Точку-У" сбили, но ее осколки по инерции продолжили лететь в сторону БДК и зацепили его. Начался пожар.
Т.к. БДК был загружен боеприпасами, создался риск большого взрыва, который разнес бы корабль в клочья.
Именно поэтому было принято решение принудительно затопить судно. Только затопление могло оперативно потушить пожар и избежать действительно мощного взрыва.
- Как же так? Русские сами затопили корабль, чтобы... чтобы он не затонул? В чем же тут логика?
На самом деле, "затопление корабля" - это не настолько катастрофичная ситуация, как многие думают. Более того, на корабле есть специальные средства, используемые для управляемого затопления (например, для таких случаев, как с "Орском").
Называется это средство - кингстон (это что-то типа клапана). Главное его предназначение - регулирование потоков забортной воды (между кораблем и морем практически постоянно происходит водообмен. Зачем он нужен - тема отдельного разговора).
Ваш покорный слуга собственноручно чистил кингстонные ящики во время стоянки корабля в сухом доке.
Кингстон.
Отверстие для забора воды снаружи судна
Так вот. Если корабль нужно пустить на дно, то кингстоны просто открываются на полную и забортная вода устремляется внутрь.
На бытовом уровне это можно сравнить с тазиком, который плавает в воде. В дне тазика имеется отверстие, которое открывается и тазик идет ко дну.
Корабли затапливают, например, чтобы потушить пожар (как в Бердянске), чтобы перекрыть кораблем вход в бухту для противника, чтобы корабль не достался противнику как трофей и т.д.
Что происходит потом?
Когда опасность проходит, затопленный корабль довольно просто возвращается на поверхность. Для этого кингстоны полностью закрываются и при помощи насосов вода выкачивается наружу.
Старая добрая сила Архимеда выталкивает корабль обратно на поверхность.
Конечно, для подобного "трюка" нужно чтобы корпус судна не был поврежден. Иначе понадобится выполнять ремонт в подводном положении, что довольно сложно.
Вот чтобы корпус "Орска" не разнесло, его и затопили. Нельзя сказать, что затопление обойдется совсем без последствий. Морская вода довольна вредна для металла, и уж тем более - электроники.
После поднятия на поверхность БДК потребуется довольно серьезно ремонтировать. Это не считая еще разрушений, вызванных попаданием осколков и пожаром.
Возможно, восстанавливать корабль будет уже экономически нецелесообразно (особенно, учитывая его почтенный возраст). А может все обойдется довольно дешево и он снова вернется в строй.
В любом случае, затопление являлось хорошим способом сохранить шансы корабля на дальнейшее существование. Так что пожелаем ему здоровья и удачи.
Источник