Click to view
В последние пару лет стараюсь больше читать. Понемногу закрываются пробелы в школьной программе по литературе, осваивается что-то современное.
Мои старшие классы школы пришлись на начало 2000-х. Сегодня, в 2016-м, отрывочно вспоминаю уроки литературы: Пушкина, Лермонтова, Гончарова, Достоевского, Толстого и других классиков мы добросовестно изучали - прекрасно это помню. А с произведениями XX века возникают вопросы, как говорится: «тут помню, а тут - не помню».
Солженицынские «Матрёнин двор», «Архипелаг ГУЛАГ» - помню, а «Педагогическую поэму» Макаренко, «Мать» Горького, «Как закалялась сталь» Островского, «Тихий Дон» и «Поднятую целину» Шолохова - нет, не помню.
Совпадение?
Сразу отведу подозрения от школьного учителя - тут надо смотреть выше, гораздо выше. На тех, кто утверждает объём знаний для школьников и рекомендует перечень литературы для внеклассного чтения.
Рассмотрим гипотезу: «реформаторы-рыночники» после развала СССР изъяли из обязательного прочтения эти выдающиеся произведения для того, чтобы:
а) утаить от школьников драматизм, глубину и всемирную значимость событий в молодом советском государстве,
б) обесценить подвиг народа в государственном становлении,
в) вычистить из умов понятие «идеала», шире - «идеального».
«Архипелаги» же
г) «срывали» завесы лжи, показывали, «как оно было на самом деле» - тем самым оправдывались развал и разграбление СССР, приватизация.
Героические усилия при прокладке железной дороги к лесозаготовке соратниками Корчагина, да и жизнь самого Островского разве не замечательный пример для любого подрастающего поколения?
Методы Макаренко по перевоспитанию малолетних преступников в образцовый трудовой коллектив потеряли в наше время актуальность?
Рабочая слободка и жизнь работяг и директора у Горького ничего не напоминают работникам ЕВРАЗа, алюминиевого и ферросплавного заводов в Новокузнецке и других металлургических городах? Работяги угольных и горняцких городков и посёлков Кузбасса, слышите?
Вот-вот.
А начитаемся «художественно-исторических произведений» с удесятерёнными (минимум) числами жертв «режима» - авось, и обесценится в головах всё остальное. Я не сторонник занижать цифры и оголтело оправдывать деяния того времени. И понимаю, зачем завышают - чтобы демонизировать советский период истории России, вычеркнуть его начисто из памяти. И тогда к развалу и разрухе мы будем отноститься сдержанно, как к закономерному итогу «неверно выбранного пути».
Надо знать факты, доказанные данные, чтобы понимать историю.
Надо прочитать Шолохова, чтобы понять, как бурлила народная мысль в те годы, каким сложным и запутанным было противоборство сил в Гражданскую войну и последующие времена.
«Василий Иваныч, белые идут!» - вот примерно так и представляется неучу история того времени: на уровне анекдотической сложности, с насыщенностью комикса, в двухцветной палитре.
Мне выдвинутая гипотеза кажется убедительной.
Сверстники, какие у вас воспоминания об уроках литературы в старших классах?
Что скажут чтецы, что учились позже меня?