О проблемах школьного воспитания.
…..В школе, дети предоставленные сами себе, перенимают модель поведения более сильных и активных ребят, но если эти ребята сильны и активны только в оскорблениях и унижениях, то и перенимать будут именно эти качества, иногда хотя бы ради того чтобы отбиваться от оскорблений и унижений……
Вначале небольшая вводная часть, без которой невозможно будет понять существо проблемы:
10 апреля 2012 г. в 12-40 наш сын Ткач Данил, ученик 4 «В» Школы номер 55 Поселка Красково, Люберецкого района был избит своим одноклассником Князевым Никитой.
Драка происходила в школьном дворе, была заснята на видео, один из роликов можно посмотреть по адресу
http://youtu.be/hhatu5CObtM Видео было снято одноклассником.
В драке также принимали участие следующие ученики: Саша Браун, Дима Соколов, Куксинов Олег, Лединников Миша, Ульянкин Миша, и еще несколько человек. Они фактически отловили моего сына и охраняли, что бы он не смог избежать драки.
Конфликт между детьми продолжается уже два года, в течение которых я неоднократно разговаривал с классным руководителем, а также с мамами Князева, Соколова.
В последние 10 дней перед этим событием (классный руководитель Торлак Г.К. сейчас на больничном) ситуация в школе стала настолько невыносимой, что это начало сказываться на учебе моего сына. Физическая и моральная травля нанесла ему психологическую травму, он стал рассеянным, невнимательным, у него начались проблемы со сном.
Учителя, заменяющие классного руководителя бездействуют. Никому нет никакого дела до ребенка! Неоднократные жалобы на ситуации в классе оставались без ответа, учителя, видевшие эту ситуацию никак не реагировали на действия одноклассников сына, что привело к эскалации конфликта.
В этот же день часом раньше один из этих детей с целью унизить моего сына подсыпал ему в дневник раскрошенное печенье, которое рассыпалось на пол, учитель (Турчина О. А.), сказав что эта шутка (ребята пошутили), тем не менее, заставила именно моего сына подметать пол.
Накануне 9 апреля они гнали моего сына до музыкальной школы, учителя музыкальной школы также в курсе этой проблемы, сообщали нам об этом.
5 апреля, в школе на перемене Саша Браун ударил моего сына ногой в живот. При этом присутствовали два педагога (Турчина О. А. и Костюра С. С.).
В течение этих двух лет в школе происходит травля моего сына, оценить масштаб которой я смог только посмотрев видео.
Позднее, выяснились подробности драки. Оказывается, что условия драки были такие: надо было "победить" этих 4-х по очереди и тогда, мол, они отстанут навсегда..... Причем условия эти были предложены Данилу этими ребятами.
Директору школы было отдано заявление с претензиями по поводу происшествия. Мы также написали заявление в милицию. В последствии в школе было проведено 2 род. собрания. А также, директор взял объяснительную с участников событий. Результат родительских собраний не утешителен, родители детей участвовавших в драке, а также преподаватель Торлак Г.К пытались свалить свою вину на нашего сына. Позиция родителей такова, что наш сын сам попросил его побить, такой же позиции придерживается и преподаватель. При этом преподаватель написала плохую характеристику для инспектора по делам несовершеннолетним обоим участникам драки. Т.е. она просто пытается снять с себя ответственность за сложившуюся в классе ситуацию - позиция учителя “Виноваты оба, а я ни при чём”. Для родителей виноват, тот кого побили. В общем все "прячут голову в песок", отметая от себя проблемы и пытаясь убедить, в первую очередь себя самих, что проблем нет, а виноват кто-то извне.
Выводы, которые следуют из всех этих событий, включая общение с родителями и учителями:
После последнего род. собрания я долго обдумывал ситуацию и меня осенила мысль, которой хочется поделиться со всеми родителями, а также со всеми преподавателями и директорами школ:
В чем причина такого поведения детей? Все мамы на собрании говорили о том, что их дети никогда не были злыми. Особенно запомнилась бабушка того мальчика, который все это снимал. Он действительно всегда был нормальным ребенком. Почему же так все случилось? А причина, как всегда очень проста:
Итак: Представьте себе ситуацию, когда в класс приходят дети, еще не знающие друг друга, все хорошие и милые, кроме одного-двух задир (в силу каких обстоятельств они любят "шалить", обзываться и цепляться к другим? тут причин может быть много - воспитание, дурной пример и т.д.).
Естественно сложившаяся у этих детей "шалунов" манера поведения не изменится и в школе. Они продолжают свою обыденную для них жизнь, шутки, задирают тех, кто послабее да понаивнее, им весело, а другим детям неприятно, но когда задирают “не меня”, то вроде ничего терпимо. При этом все эти милые "шалости" остаются без последствий, по сути за детьми никто не следит. А если и следит, то смотрит на это сквозь пальцы. В общем "шалунов", чтобы они не делали, никто не одергивает и не наказывает. И даже уже достаточно серьезные проступки оканчиваются для них всегда легко и без особых последствий.
В сложившейся ситуации, остальные дети видят поступки своих одноклассников и видят, как все это не пресекается педагогами, а именно школьными учителями. Анализируя ситуацию, интуитивно приходят к выводу, что такая модель поведения поощряется взрослыми и в принципе разрешена. А взрослые, даже если и делают им замечания, то совсем не серьезно.
И тут уже, какими бы воспитанными и замечательными не были дети до школы, в школе они начинают медленно, но верно, перенимать модель поведения своих одноклассников "шалунов". Ведь никому не хочется быть жертвой задир (либо с нами, либо будем тебя обзывать и обижать) и никому не хочется отставать от общего "тренда". Идеология проста и потому действенна!
Итак причины проблемы, ее истоки, в банальном попустительстве школьных преподавателей и персонала. За активными "шалунами" нужен особый присмотр, дети не должны быть предоставлены сами себе, любые "шалости" должны пресекаться в начальной стадии! (Т.е. ребенок еще только рот раскрывает, чтобы сказать гадость, а преподаватель уже ему делает замечание - это конечно в идеале не говоря уже о физическом насилии - пинки и прочее это уже повод для разбирательств с родителями и т.д.) И нельзя любые гадкие поступки оставлять без внимания. Вместо того чтобы гонять чаи в учительской, преподаватель должен следить за детьми, особенно если в классе есть такие "активные" дети. И следить, в том числе и на перемене.
В общем, отдавая ребенка в школу, как выяснилось, через несколько лет можно обратно получить агрессивного и бесконтрольного садиста. В школе, дети предоставленные сами себе, перенимают модель поведения более сильных и активных ребят, но если эти ребята сильны и активны только в оскорблениях и унижениях, то и перенимать будут именно эти качества, иногда хотя бы ради того чтобы отбиваться от оскорблений и унижений.
Родители, будьте бдительны!!! Не повторяйте чужих ошибок.
Следите не только за своими детьми, но и за обстановкой в классе. Если в классе есть "шалуны", надо требовать от преподавателя полного контроля за этими ребятами, всегда и везде.
Преподаватель в школе главный человек, если он поощряет "шалунов", не реагирует на жалобы детей или просто не в состоянии с ними полноценно работать, значит надо, чтото делать....
И еще одна интересная деталь. В школе после всех этих событий, конфликт, как и следовало ожидать, не утих. Два мальчика из этой четверки, мамы которых активно пытались доказать, что их дети ни при чем, так и не объяснили своим детям, что случилось, а даже наоборот, научили их действовать в другом ключе. Например на уроке один из них сидит сзади Данила и слегка дует ему в спину, когда Данил поворачивается, он тут-же демонстративно кричит на весь класс: “… Ткач, не мешай мне заниматься…”. Также один из этих мальчиков, толкнул Данила на перемене плечом, когда шел мимо. И т.д. Подобная тактика поведения, говорит лишь о том, что дети и их родители ничего не поняли, а если и поняли, то не видят в этом проблемы.
Исходя из всего выше описанного, я нашел несколько идей, которые стоило бы реализовать во всех учебных заведениях России (ведь почти в каждой среднеобразовательной школе такие конфликты время от времени появляются):
Необходимо разработать для преподавателей свод правил и требований:
Требования к преподавателям:
- Преподаватель (и тем более классный руководитель), обязан следить за детьми ПОСТОЯННО, пока они находятся на территории школы, в зоне действия ответственности преподавателя. В том числе на переменах (или даже особенно на переменах).
- Преподаватель, обязан уделять внимание любым словесным перепалкам среди детей, пресекать их (по возможности еще до их появления).
- Преподаватель, обязан информировать родителей, о некорректном поведении учеников, а также информировать родителей учеников, к которым “пристают” другие дети (т.к. проблема должна решаться с обеих сторон). Или даже еще правильнее информировать всех родителей, чьи дети учатся в данном классе.
- Преподаватель обязан фиксировать любое физическое воздействие среди детей , прерывать его по возможности до, а не после, и информировать об этом директора учебного заведения, родителей.
- Преподаватель обязан устраивать классные часы, разъясняя детям суть их конфликтов и пути решения этих проблем. Если требуется, преподаватель обязан приглашать психолога, приписанного к учебному заведению (а также директора и родителей).
- Преподаватель должен, демонстрировать детям пример корректного поведения, по отношению к другим.
Правила или возможно методическое пособие (обязательное к прочтению преподавателями):
- Как преподаватель, должен реагировать на детей, оскорбляющих, словесно других детей.
- Как преподаватель должен пресекать физическое насилие среди детей.
- Как преподаватель может воздействовать на агрессивных детей.
- Как работать с родителями агрессивных детей.
- У школы также должны быть меры воздействия на родителей, которые не воспитывают своих детей.
- У школы должны быть в арсенале методы воздействия на детей проявляющих излишнюю агрессию.
Требования к директорам и их уч. заведениям:
- Следить за исполнением преподавателями своих обязанностей, (по всем перечисленным ранее пунктам, не только за успеваемостью а и за поведением).
- Оборудовать школу видеокамерами, с выводом в интернет, для родителей, а также для контроля со стороны самого директора.