Поверим алгеброй гармонию

Oct 31, 2012 07:36



Георгий Иванов

...Зимний день. Петербург. С Гумилевым вдвоем,
Вдоль замерзшей Невы, как по берегу Леты,
Мы спокойно, классически просто идем,
Как попарно когда-то ходили поэты.

Ударения в строфе: 1 - ударный слог, 0 - безударный.

101001001001
1010010010010
101001001001
1010010010010

Георгий Иванов

Leave a comment

andrey_lebed October 31 2012, 10:45:15 UTC
Нет-нет, Александр, не так! ))
Слабые и сильные доли в этом четверостишии размещены по-иному.

Здесь надо применять музыкальный размер. Он здесь три четверти - на каждый слог длительность 1/4. То есть вальсовый размер.
Три доли одинаковой длины в такте - первая сильная, вторая и третья слабые.

Такт в данном четверостишии начинается со слова «день», а «зимний» это так называемый затакт, он состоит из двух долей - второй и третьей, обе они слабые.

Но в этом стихотворении попадаются фрагменты, в которых длительность слога не всегда 1/4, а поэт «втиснул» туда два слога (1/8-е, то есть две восьмушки: ведь1/4=2х1/8).
Такие доли (1/8-е) отметим знаком &.

Если & попадает на сильную долю, то пишем 1&, если на слабую - 0&.
В конце четверостишия в такте не хватает одной доли - там пауза длительностью две четверти, обозначенная знаком *.

Тогда стихотворение будет выглядеть так (косой чертой обозначен конец такта).

0 0 / 0 0 / 1 0 0 /1 0 0 /1
Зимний/день. Петер/бург. С Гуми/лёвым вдво/ём,
0 0 / 1 0 0 / 1 0 0 / 1 0 0/ 1& 0&
вдоль за/ мёрзшей Не/ вы как по/ берегу/ Ле ты
0 0 /1 0 0 / 1 0 0 / 1 0 0/ 1
Мы спо/койно, класс/сически/ просто и/дём
0 0 / 1 0 0 / 1 0 0 / 1 0 0 /1& 0& *
Как по/парно ког/да-то хо/ дили по / эты.

Но это только один из вариантов прочтения - равномерный, без акцентов. Если акцентировать некоторые фразы, то могут вместо четвертных длительностей возникать «восьмушки» или еще более короткие - шестнадцатые. И пауз может быть больше - при сохранении ритма, который можно выверить под метроном.

Но это тоже только общая схема, потому что запись может быть и сложнее.
Как-то так...

Reply

alex_vinokur October 31 2012, 11:11:43 UTC
Большое спасибо. Очень интересно.
К сожалению, в музыкальной грамоте я слаб, но Ваш анализ очень нагляден.

Reply

andrey_lebed October 31 2012, 11:41:32 UTC
Ой, я пропустил единичку над словом день :))

вот так будет:
0 0 / 1 0 0 / 1 0 0 / 1 0 0 / 1
Зимний/день. Петер/бург. С Гуми/лёвым вдво/ём

Reply

alex_vinokur October 31 2012, 11:51:09 UTC

...Зимний день. Петербург. С Гумилевым вдвоем,
Вдоль замерзшей Невы, как по берегу Леты,
Мы спокойно, классически просто идем,
Как попарно когда-то ходили поэты.

Т.е., так:

0 0 / 1 0 0 / 1 0 0 / 1 0 0 / 1
0 0 / 1 0 0 / 1 0 0 / 1 0 0 / 1& 0&
0 0 / 1 0 0 / 1 0 0 / 1 0 0 / 1
0 0 / 1 0 0 / 1 0 0 / 1 0 0 / 1& 0& *

Reply

andrey_lebed October 31 2012, 18:47:48 UTC
ага ))
один из вариантов.
Но, безусловно, это попытка осмыслить только ритмику стиха.
Сама же магия стихов - неописуема в принципе...

Reply

alex_vinokur October 31 2012, 18:52:37 UTC
Следующие, что я хотел бы попробовать сделать - найти стихи с такой же метрикой, но с другой магией.

Reply


Leave a comment

Up