Экономика Китая впала в кому по схеме гибели к 2023-му. Финансовый мир онемел от ужаса

Dec 23, 2019 04:07

Трудно поверить, что крупнейшая мировая фабрика - экономика Континентального Китая - рассыпается, как карточный домик. Тем не менее, график-схема этого процесса в стиле "черный лебедь" была известна заранее. Об этом чуть позже, а сначала события за месяц.
...
27 ноября 2019. Китайский промышленный гигант оказался на грани краха. Крупная китайская госкорпорация Tewoo Group в ближайшее время может допустить дефолт на рынке долларовых облигаций. Очень вероятно, что это произойдет уже в декабре, пишет Bloomberg. В 2018 году Tewoo находилась на 132 месте в списке Fortune Global 500 (крупнейшие по размеру выручки компании). Ее выручка достигала 66,6 миллиардов долларов, прибыль - 122 миллиона долларов.
https://lenta.ru/news/2019/11/27/china/
5 декабря 2019. Уже через несколько дней может произойти событие, которое войдет в историю Китая со знаком минус. 9 декабря государственный конгломерат по торговле сырьевыми товарами Tewoo с активами на сумму $38 млрд может допустить дефолт - это, безусловно, беспрецедентный случай для страны.
https://www.vestifinance.ru/articles/129379
Dec 16, 2019. Китайский трейдер сырьевых товаров Tewoo Group - первая государственная компания, которая в течение двух десятилетий допустила дефолт по облигациям в долларах США. В то время как китайское правительство принимает меры по облегчению своего долга за счет сбора средств и сокращения процентных ставок, просроченная задолженность продолжает расти, поскольку в азиатской стране наблюдается худший экономический спад за последние три десятилетия.
https://www.moneycontrol.com/news/business/companies/3-point-analysis-tewoo-group-default-what-this-means-for-china-4735171.html
DECEMBER 17 2019. За последние два десятилетия группа предпринимателей превратила округ Цупинг в китайском регионе Шаньдун из глубокого сельского захолустья - в промышленный центр, где расположен один из крупнейших в мире производителей алюминия. Но годы агрессивной экспансии с высоким левереджем (соотношением заемного и собственного капитала) превратили Цупинг и несколько соседних округов в горячую точку для корпоративных дефолтов. Бедствие в Шаньдуне стало предвестником финансового риска по всей стране в этом году. Волна дефолтов по корпоративным облигациям подтолкнула уровень дефолта частного сектора Китая к рекордным 4,9% на конец ноября, согласно Fitch Ratings, по сравнению с 0,6% в 2014 году.
https://www.ft.com/content/13f802c2-1713-11ea-9ee4-11f260415385

17 декабря 2019. Корпоративный долг Китая является "самой большой угрозой" для мировой экономики, предупредил старший экономист Moody's Analytics Марк Занди. Об этом сообщает CNBC. На прошлой неделе рейтинговое агентство Fitch Ratings сообщило, что рекордные 4,9% частных китайских эмитентов объявили дефолт по облигациям в юанях за первые 11 месяцев 2019 г. по сравнению с 0,6% в 2014 г. В октябрьском докладе рейтинговое агентство объяснило это ужесточением кредитования в результате усилий правительства по сокращению доли заемных средств. Местные органы власти также продемонстрировали "большую терпимость" к дефолтам, говорится в докладе.
Между тем, в стране может назревать кризис задолженности домохозяйств. Долг домохозяйств Китая в конце 2018 г. вырос до 60,4% ВВП, сообщил Народный банк Китая в своем ежегодном отчете о финансовой стабильности. Впервые отношение долга домашних хозяйств к доходу достигло 99,9%, что означает, что общий долг теперь примерно равен общему доходу домохозяйств. Аналитики скептически оценивают возможности стимулирования потребления в Китае, учитывая растущий уровень долга и замедление роста ВВП.
https://www.vestifinance.ru/articles/130066

Теперь - подведение фактических итогов года для экономики КНР, и перспективы на 2020 год.

22 ДЕКАБРЯ 2019. В Китае волна дефолтов частных компаний вышла из берегов собственно частного сектора - и начала аккуратно щупать сектор государственный. К примеру, менее двух недель назад государственный сырьевой трейдер Tewoo Group Co. сделал предложение держателям своих бондов о вынужденном обмене бумаг; иначе говоря, компания не в силах обслуживать свои обязательства, а китайское государство по какой-то причине отказало ей в поддержке. Были также истории о технических дефолтах (пропусках платежей) у поддерживаемых государством фирм, которые созданы для финансирования региональных властей. Кроме того, правительству КНР уже неоднократно приходилось вмешиваться в работу банковской системы, за этот год казнабыла вынуждена прямо спасать от дефолта несколько банков. Так, к четверке из Baoshang Bank, Bank of Jinzhou, Heng Feng Bank, Henan Yichuan Rural Commercial Bank в прошлом месяце присоединился Harbin Bank, один из крупнейших банков севера Китая с активами на вполне солидную сумму в $90 млрд.
Сам по себе рост экономики КНР, вероятнее всего, имеет место, но идет он по нижней границе коридора, обозначенного властями КНР, во втором и третьем кварталах он составлял 6,2% и 6% соответственно. Субиндекс экспортных заказов находится в отрицательной зоне уже почти полтора года (т.е. эти заказы все это время сокращаются с той или иной скоростью). В целом же скорость развития экономики КНР сейчас снизилась до минимума с далекого уже 1992 года.
В стране очень быстрыми темпами продолжается накопление долгов. Валовой долг перевалил за 300% ВВП, на обслуживание его уходит около 20% доходов, при этом доходность на каждую новую единицу долга снизилась до 34%, ополовинившись с вершин, которые были всего лишь 10-летие назад. К тому же НБК продолжает вваливать в финансовую систему страны очередные триллионы юаневых кредитов в попытке подстегнуть экономический рост: по итогам III квартала рост денежной массы в КНР, измеренный агрегатом М2, ускорился с 8,2% до 8,4% г/г, в экономику было влито почти 14 трлн юаней ($2 трлн) новых кредитов. 7-я часть этих денег пришлась на облигации региональных правительств - тех самых, которые уже потихоньку начинают попадать под дефолт, но остановиться сложно. Увы, эти деньги зачастую идут на финансирование инфраструктурных проектов, которые очень капиталоемкие и финансирование которых позволяет отчитаться перед Пекином о высоком уровне инвестиций и, соответственно, валового регионального продукта. Кроме того, в постоянно используемом арсенале НБК находятся и стандартные инструменты вроде снижения ставок и норм резервирования для банковской системы.
В следующем году китайские провинции ждет раунд массового погашения выпущенных облигаций. Объем погашений должен составить более 2 трлн юаней ($283 млрд), что почти на 60% больше, чем в этом году.
Важным представляется также то, что все эти явления наблюдаются на фоне рекордного оттока капитала. Точнее сказать, отток как таковой, судя по отчетности НБК, снижается - но быстрыми темпами растет графа «ошибки и пропуски» платежного баланса, куда регулятор заносит неявные теневые операции. За первую половину года из Китая таким образом утекло $131 млрд, что в 1,6 раза больше среднего уровня в период крупных оттоков 2015-2016 годов, а в третьем квартале такой отток составил еще $67 миллиардов. Вообще говоря, рост объемов юаневой ликвидности не сопровождается увеличением резервов ЦБ, что вполне может спровоцировать валютную панику, массовый и резкий выход из юаня. Не стоит при этом переоценивать регуляторные возможности НБК, фиксированный курс и прочее - никто не отменял теневые финансовые потоки. Более того, они очень развились именно что в последние лет 5-6, после первого кризиса ликвидности, в ходе которого регулятор показал, что может и закрутить гайки.
https://www.business-gazeta.ru/article/451130

На бытовом языке такая ситуация в экономика называется емким диграфом ПЦ.
И этот ПЦ является типичным Черным лебедем, о чем уместна терминологическая вставка.

(серия Меганезия. Апостол Папуа и другие гуманисты. I. Мидгардсорм)
…Термин «Черный лебедь» придумал Нассим Талеб, ливанец из христианской семьи, депортированной мусульманами с родины, и осевшей в Западном мире. Нассим Талеб оказался в числе первых политических аналитиков, сделавших удачные практические выводы из структурной теории хаоса применительно к финансовой игре. Но, он пошел дальше биржи, и сформулировал ряд постулатов экономики в эру глобализации.
…«Черный лебедь» был представлен публике незадолго до кризиса, обрушившего мир Глобальных финансов в болото Великой рецессии. «Черный лебедь» (согласно Талебу) такое событие, которое происходит неожиданно для авторитетных экспертов, и влечет фатальные последствия для системы. При этом (главное!) при анализе ПОСЛЕ можно заметить, что Черный лебедь был закономерен, и предсказуем, но ПОЧЕМУ-ТО о его приближении не догадывались те самые «авторитетные эксперты».
…Более поздний сайберский комментатор Талеба обрисовал Черного лебедя русской пословицей эры СССР. «Pizdets podkralsya nezametno khot viden byl izdaleka» (перевод:
Ficken-verdammt kroch unbemerkt obwohl von ferne sichtbar war).
…Главное (загадочное!) свойство Черного лебедя: быть видимым издалека, но, несмотря на это, подкрадываться незаметно.
…У самого Талеба приводится объяснение: Черные лебеди прилетают туда, где у всех заинтересованных персон, и у авторитетных экспертов, создано обманчивое ощущение стабильности и непоколебимости системы.
https://www.proza.ru/2016/09/24/1035

Я не являюсь заинтересованной персоной и авторитетным экспертом, у меня не было такого обманчивого ощущения, потому я отслеживал ситуацию с февраля текущего года.

9 февраля:
...Глобальная архитектура сформировалась, и к концу 1980-х строительство геополитэкономии было завершено. А ее будущее - до финиша было определено практически с фатальной неизбежностью.
Вот что происходило дальше (и чем определялась далее вся мировая политика). - Аравия и Россия по умеренным ценам качали нефть и газ. Другие страны третьего мира по умеренной цене производили металлургический полуфабрикат. - Китай и несколько других регионов-фабрик по умеренным ценам производили товары и комплектующие.
"Золотой миллиард" на положении беззаботного рантье, постепенно впадал в детство, играл в бессмысленные компьютеризированные игрушки и надувал пузыри (финансовые), лишь незначительно отвлекаясь на производство чего-нибудь вроде германских и японских автомобилей, англо-французских самолетов, и американских моторов.
Между тем. закономерно, в третьих странах - бензоколонках, газовых трубах, сталелитейных цехах, и универсальных фабриках - неотвратимо росла зарплата, сближаясь с "золотого миллиарда", к тому же, росло население. И этот комплексный рост превращал умеренно-дорогую продукцию в непозволительно дорогую. Впрочем, до некоторого момента можно было как-то сглаживать это путем скрытой эмиссии путем снижения кредитных ставок и изобретения новых видов ценных бумаг. Любой содержательный анализ показывал. что этот "цифро-бумажный вал" псевдоценностей в какой-то момент вызовет классический кризис перепроизводства денег...
...Примерно 10 лет - до 1997-го все шло казалось бы отлично. Затем обвалилась экономика "Азиатских тигров" (быстрорастущих производственно-экспортных экономик стран ЮВА).
Сразу после этого стала подниматься волна беспрецедентного роста цен на топливо.
До 2008-го все шло не так уж плохо (можно было считать крах "тигров" и рост нефтегазовых цен просто досадными сбоями в налаженной системе глобальных финансов). Но затем обвалилась уже экономика самого "Золотого миллиарда" - началась Великая рецессия.
Еще несколько лет - оставалась призрачная надежда.
Можно было путем бухгалтерских креативных ухищрений изображать, что начинается выход из рецессии.
Можно было пробовать всякие инновации для переноса затрат людей "золотого миллиарда" из товарного сегмента в "цифровой" сегмент (чтобы снизить давление денег на реальный рынок).
Можно было пробовать исправить нефтегазовую ситуацию с ценами путем "Арабской весны" 2011.
Это вроде бы получилось - цены на нефть и газ пошли вниз.
Но тогда стала рассыпаться экономика России, и в 2014-м началась Вторая Холодная война.
В 2015-м экономика КНР стала обваливаться, как экономика "Азиатских тигров" в 1997-м.
https://newizv.ru/article/general/09-02-2019/konets-epohi-zolotoy-milliard-okazalsya-pod-ugrozoy-razoreniya

15 февраля:
Запад столкнулся с кризисом перепроизводства товара фиатные деньги. Слишком много стало эмитироваться денег и денежных суррогатов. Экономика мутировала из товаропроизводящей с высокой эффективностью (и высокой нормой прибыли) в кредитораздающую с высокими издержками (и почти нулевой нормой прибыли). В 2008-м Запад вошел в затяжную рецессию, и экономика все ощутимее начинает стремиться к сжатию издержек на всех уровнях. В т.ч. к сжатию издержек на уровне найма рабочей силы (которую массово поставлял Восток). По Западу бродит когда-то усыпленный а теперь пробудившийся призрак роботизации производств, грозящий сократить число востребованных рабочих (товара рабочая сила) примерно на порядок.
Восток столкнулся с кризисом перепроизводства товара рабочая сила. Слишком много людей, которые ранее были востребованы Западом в процессе вывоза западного капитала и создания производств в Третьем мире. По мере сжатия производств на Западе, этот товар не находит сбыта. а возможная роботизация приведет к фатальному затовариванию людьми. При этом, за благоприятный период между Холодными войнами, рабочие на Востоке привыкли к более высоким стандартам личного потребления, чем первой половине XX века, и теперь они уже не являются дешевым производительным ресурсом, способным конкурировать с промышленными роботами. потребительские товары, производимые на восточных предприятиях, кредитованных западными фиатными деньгами, уже не находят растущего сбыта на Западе (где издержки сжимаются).
https://alex-rozoff.livejournal.com/87150.html

22 июля:
Гонконг: инфарктное сердце китайского дракона. Модель агонии глобальной экономики.
Финансовые пузыри - нематериальны. Ими нельзя наесться, в них нельзя одеться, в них нельзя жить.
Но с помощью финансовых пузырей можно перераспределить материальные блага.
И вот итог:
20% нищих трудящихся [Гонконга], производящих материальные блага - содержат финансово-пузыристую армию 14% [юаневых] миллионеров.
Так это работает. И в Гонконге (и вообще в развито части Китая), и в Евросоюзе, и в Северной Америке.
Понятно, что это экономически инфарктное состояние.
Что будет с такой экономикой дальше? Уже ничего. Потому что это агония.
https://alex-rozoff.livejournal.com/127347.html

30 августа.
Экономика КНР рушится. Еще пару лет назад никто из авторитетных экономистов не готов был поверить в это. Хотя все указатели системного кризиса уже присутствовали, континентальный Китай по инерции воспринимался, как величайшая мировая фабрика всех (или почти всех) товаров. Но, по мере эскалации политического кризиса в Гонконге*, на фоне снижения роста китайской экономики (построенной по динамичной схеме и неспособной выдержать рецессию европейского образца), экономисты начинают нехотя признавать этот факт. Гонконг это лишь следствие надвигающейся стагнации.
Правительство Китая через госбанки держит на плаву частные корпорации банкроты для сохранения рабочих мест (конец цитаты).
Что будет значить опрокидывание "всемирной фабрики всего"? И когда это случится?
Сначала - о том, когда. Вероятно к 2023 году - поскольку по прогнозам экономика КНР уйдет в область отрицательного сальдо торгового баланса. Тут надо пояснить: для стран "золотого миллиарда" (мировых финансистов, или мировых рантье) Отрицательное сальдо торгового баланса - часть стратегии переноса трудоемких производств в развивающиеся страны (стратегия очень спорная, но долгоживущая). Напротив, для развивающихся стран (мировых фабрик, мировых доноров дешевого труда) отрицательное сальдо торгового баланса означает неконкурентоспособность экономики на глобальном рынке, проще говоря: коллапс.
В Китае такая ситуация связана с ростом уровня жизни местных рабочих - очень высоком за последние 30 лет, т.е. после того, как Китай стал "главной мировой фабрикой". Поскольку структурная перестройка производств и технологий изрядно отстала от роста доходов рабочих и предпринимателей, конкурентоспособность утратилась. Ситуацию усугубило неуклонное (хотя медленное) обеднение стран Первого мира - совокупного импортера китайских товаров.
Власти Китая в этой ситуации пытаются действовать, как "мировые финансисты", что вовсе не соответствует роли Китая в международном разделении экономических ролей.
Прямо скажем: власти Китая надувают финансовый пузырь, который лопнет в ближайшее 4 года (примерно как американский ипотечный пузырь 2007-го лопнул в 2008-м). Это просто арифметика. Конкретная дата зависит от того, как глубоко ЦБ Китая сможет девальвировать юань, не вызвав этим бегство квалифицированной рабочей силы и инвестиций.
Что будет дальше? Точно не конец света и не тотальный дефицит товаров. Такая большая (точнее, гигантская) мировая фабрика упадет не мгновенно. Она будет рушиться медленно и печально. За это время мир плавно перестроится, поскольку концептуально уже готов к этому. В моей мартовской статье*** отмечено: приведенный час труда у робота стал дешевле, чем у китайского рабочего.
Вместо китайской фабрики (почти мирового монополиста товарного производства) появится рассредоточенная система фабрик - нео-китайских (т.е. основанных на дешевом труде местных рабочих Третьего мира - например, в странах Африки, ЮВА, и Южной Америки), и нео-НТР-овских (т.е. основанных на перезапуске НТР в некоторых странах Первого мира, слишком долго остававшихся в роли пассивных рантье).
Вероятно, это плюс.
https://alex-rozoff.livejournal.com/139859.html

В общем - с моей точки зрения, план-график гибели экономики Континентального Китая вполне удовлетворительно укладывается в заранее известную схему и в прогнозный план-график.
Мировые финансисты постепенно впадают в ужас от происходящего в КНР, и стараются не верить собственным глазам - это тоже прогнозировалось (см. свойства Черного лебедя).

И кстати: Континентальный Китай (как ясно из вышеизложенного) вовсе не одинок в своей пузыристой агонии. Напротив, его срывание в штопор типично для азиатских мега- и гига-экономик. Сейчас в очереди после китайского штопора уже виден индийский штопор:
16 декабря 2019. Экономику Индии вскоре захлестнет масштабный кризис.
Долговой кризис отправит экономику Индии в кому, предупреждает бывший главный экономический советник правительства страны Арвинд Субраманьан.
Чрезмерная закредитованность индийских компаний и большой объем плохих активов на балансе индийских банков «сокрушает» экономику страны, отметил, выступая в Гарвардском университете бывший главный экономический советник правительства Индии Арвинд Субраманьан. По его мнению, страна переживает вторую волну долгового кризиса, который отправит ее экономику в кому уже в ближайший год.
Схожий прогноз, но по Китаю, на прошлой неделе сделал советник ЦБ страны Лью Шиджин.
http://www.profinance.ru/news/2019/12/16/bvnt-ekonomiku-indii-vskore-zakhlestnet-masshtabnyj-krizis.html

Запасаемся пивом и сухариками. В 2020-м будет на что посмотреть.
Previous post Next post
Up