Гибель мифа о европейской "зеленой энергетике" в трех событиях. Здравый смысл бедности

Nov 30, 2019 12:42

Хроника экономического ледникового периода под песни о климатическом глобальном потеплении
1. 29.11.2019. В автопроме Германии 10 тысяч людей "внезапно" теряют работу.
2. 30.11.2019. Жители Германии "внезапно" оказались против ветроэнергетики.
3. 30.11.2019 Выбор Эстонии: грязная энергетика лучше чем чистая нищета.

По порядку:
1. 29.11.2019. DW "Daimler сократит 10 тысяч рабочих мест к концу 2022 года
Автомобилестроительный концерн намерен за 3 года снизить расходы на персонал на 1,4 млрд евро и сократить 10 процентов управленческих должностей. Всего на предприятиях Daimler работают более 300 тысяч человек. В ноябре Daimler анонсировал запуск программы по росту конкурентоспособности и инновационного потенциала, объяснив этот шаг необходимостью значительных вложений в развитие углеродно нейтрального транспорта. В ее рамках планируется снизить расходы на персонал... Общая численность персонала Daimler в мире составляет около 304 тысяч человек. Только в Германии концерн насчитывает 178 тысяч сотрудников".
https://p.dw.com/p/3Tzf0
Ну, понятно (в заявлении Daimler сказано почти открытым текстом): экономическая политика углеродной нейтральности (т.е. борьбы с источниками антропогенных парниковых газов, в частности - с автомобилями на бензине, дизельном топливе и природном газе и переход на электромобили) - убивает автопром. Обещание радостного и экономически выгодного перехода на электромобили оказалось мифом. Несмотря на огромные (до 15%) субсидии на покупку, электромобили так и не стали популярными (из-за своей дороговизны, избыточного веса, и опасности литиевых аккумуляторов), а экономические репрессии против топливных автомобилей заставляют сворачивать производство. Субсидии (выплачиваемые за счет налогов) привели к
классической стагфляция. И предприятия сокращают расходы на людей.

REM: стагфляция (стагнация + инфляция) - случай, когда экономический спад и депрессивное состояние экономики (стагнация и рост безработицы) сочетаются с ростом цен - инфляцией.
В условиях стагфляции выживает тот, кто эффективнее сократил расходы. Первой жертвой стагфляции становятся рабочие - ведь их зарплата это лишние расходы фирмы в условиях падения спроса на продукцию. Зачем платить зарплату, выпуская то, что не продается?

Причем представители автопрома Германии еще год назад предупреждали правительство о том, что развитие событий будет именно таким:
29.10.2018. "Парниковая газовая камера для автопрома. CO2-алармизм убивает экономику.
BBC-news 18 октября 2018 опубликовала ряд высказываний главы корпорации Volkswagen. Этот топ-менеджер, Герберт Дисс, нашел в себе смелость для критики новых требований Евросоюза относительно сокращения автомобильных выхлопов к 2030 году.
Далее - собственно высказывания Герберта Дисса:
Такую отрасль, как наша, можно уничтожить значительно быстрее, чем многим хотелось бы думать. Посмотрите на автопромышленность Италии или Великобритании: там практически ничего не осталось. Ни одна отрасль промышленности в истории не сталкивалась с такими драконовскими требованиями сократить выбросы.
На трех сотнях автозаводов в 27 странах ЕС заняты почти 3,5 млн человек. Только Volkswagen лишит работы 14 тысяч человек к 2020 году из-за перехода с двигателей внутреннего сгорания на электромоторы... В течение десяти лет наши заводы лишатся четверти рабочих мест - примерно 100 тысяч".
https://alex-rozoff.livejournal.com/56979.html

Теперь продолжаем рассматривать события текущего месяца.

2. 30.11.2019. DW "Несмотря на амбициозные цели Берлина по увеличению доли "зеленой энергетики", в последнее время строительство ветропарков в ФРГ замедлилось. Представители отрасли бьют тревогу. За первые девять месяцев 2019 года доля энергии, вырабатываемой из возобновляемых источников, в Германии достигла рекордных 43 процентов. Однако общая статистика скрывает тот факт, что в последнее время в ветроэнергетике возникли серьезные проблемы. Так, в первой половине 2019 года во всей Германии было установлено лишь 35 новых ветряных электростанций общей мощностью 290 МВт. Это на 80 процентов меньше по сравнению с аналогичным периодом 2018 года и самый низкий показатель за последние два десятилетия.
С 2017 года в Германии действует система тендеров на производство энергии из возобновляемых источников: таким образом, цену формирует не правительство ФРГ, а рынок.
Даже положительное решение властей отнюдь не гарантирует успешную реализацию проекта. Против строительства ветряков нередко выступают экоактивисты или местные жители, которые не хотят иметь ветрогенераторы в непосредственной близости от своих домов"
https://p.dw.com/p/3TtNx

Т.е. все просто: как только локальные сообщества смогли влиять на вопрос установки ветряков - бум ветряков прекратился.
Дело в том, что ветряки вырабатывают намного меньше электроэнергии, чем их заявленная номинальная мощность умноженная на время. Номинальная мощность достигается лишь при благоприятном направлении и скорости ветра, а ветер не нанимался дуть именно так, как хочется компании, эксплуатирующей данный ветроэнергетический генератор.
В результате, энергетическая эффективность ветрового генератора является лишь иллюзией, а по факту получается неэффективно, дорого, и (опять таки) с покрытием экономического минуса - за счет субсидий, покрываемых дополнительными налогами, что усиливает стагфляцию.
Кроме того, ветряки очевидно снижают комфорт жизни, а по ряду показателей (прежде всего - инфразвук от вибрации лопастей) непосредственно вредят здоровью людей и экосистемы.

REM (из того же источника): "Правительство ФРГ поставило задачу к 2030 году довести долю энергии из возобновляемых источников до 65 процентов. При этом в 2019 году на долю ветряных электростанций пришлось более четверти всей произведенной электроэнергии, а на долю солнечных батарей - всего 10 процентов. Согласно исследованию аналитического центра Agora Energiewende, примерно три четверти дополнительных объемов электроэнергии, которые планируют получить из альтернативных источников к 2030 году, должны быть выработаны ветряками".

Правительство в климатическом угаре не видит (точнее, не желает видеть), что "зеленый поворот" - это афера, причем уже в стадии падения. Когда увидит - будет слишком поздно.
Впрочем, правительства некоторых стран, исходно намного более бедных, чем Германия - уже увидели. Переходим к следующему событию.

3. 30.11.2019. DW "Грязное богатство: пойдет ли Эстония наперекор ЕС?
"Зеленая" энергетика или неэкологичный, но прибыльный сланец? Перед Эстонией встала непростая дилемма - особенно с учетом набирающей обороты в Европе борьбы с изменением климата. Парадоксально, но факт: пока по всей Европе активно сворачивают угольную промышленность, Эстония ищет возможности заработать на ископаемых видах топлива и собирается продавать в страны ЕС сланцевый бензин.


Эстонский сланец, или кукерсит, - порода коричневатого цвета, получившая свое название от деревни Кукрузе, где была найдена еще в XIX веке. Сейчас это полезное ископаемое - основной источник энергии в Эстонии и существенная статья дохода госбюджета. Во-первых, сланец горит и его можно использовать для производства электроэнергии и тепла - на сланце здесь работают все электростанции, и эстонцы гордятся своей энергетической независимостью. Во-вторых, из него можно получить масло или синтетическую нефть, которую используют в энергетике, в судоходстве в качестве топлива, при производстве асфальта и минеральных удобрений. А в-третьих, из сланца извлекают тонкие химикаты, применяющиеся в парфюмерии и косметике.
"Есть смысл сворачивать использование наиболее загрязняющих типов углей или сланца в пользу того же газа и сланцевого бензина", - предлагает выход экономический эксперт Райво Варе.
Упоминание сланцевого бензина не случайно - именно на него делают сейчас ставку эстонские энергетические компании. Проблема, однако, в его качестве - а точнее, в качестве его исходного продукта, сланцевого масла. "В Эстонии уже сейчас производят более 1 млн тонн масла в год, - говорит пресс-секретарь госконцерна Eesti Energia Прийт Пуллеритс. - Но из-за ужесточения требований к качеству жидкого топлива нам уже в ближайшие годы нужен завод для очистки масел - чтобы обеспечить конкурентоспособность на внешних рынках".
Строительство такого очистного завода обойдется в 650 млн евро. Долгое время проект считался слишком рискованным, но шанс его реализовать представился этой весной, когда к власти в Эстонии пришла новая коалиция, пообещавшая заводу государственную помощь.
Из-за удорожания квот на СО2 электростанции, принадлежащие государственной компании Eesti Energia, стали работать в убыток. Встал вопрос об их закрытии, под угрозой сокращений оказались тысячи человек.
Идея о новом заводе для очистки масла - совместном предприятии госконцерна Eesti Energia и частной компании VKG, которое при активной поддержке министра экономики Таави Ааса было преподнесено как спасение не только сланцевой энергетики страны, но и проблемного региона.
Глава Eesti Energia Хандо Суттер пообещал 15 тысяч новых рабочих мест и миллионы евро налогов в государственную казну."
https://p.dw.com/p/3TqJJ

Понятно - Эстония сравнительно бедная страна (на фоне Западной Европы).
И Эстония - маленькая страна, где скорость смены трендов при любых экономических процессах выше (поскольку ниже инерция размера).
Кроме того, из за малого размера страны и сравнительно небольшого населения - меньше число ступеней социальной пирамиды от рабочих до правительства.
Так что здравый смысл работает быстрее.

REM (из того же источника): "Лоббисты даже нашли способ примирить новый проект с климатическими требованиями: отказ от сланцевых электростанций и переход на более экологичное производство сланцевого масла позволил бы Эстонии снизить выбросы СО2 на 40%."

Опять здравый смысл маленькой страны. Почему бы "сланцевому лобби" Эстонии не перейти к тем же стандартам честности, которые заданы "зеленым лобби" Евросоюза.
Если "зеленое лобби" Евросоюза говорит: "выбросы углекислого газа ведут к климатической катастрофе",
То "сланцевое лобби" Эстонии отвечает "а наш сланцевый бензин снижает выбросы CO2".
Вот такой джентльменский покер.
Previous post Next post
Up