Гондон де Ля Фер

Aug 13, 2024 15:58


Чего-то запамятовал: писал я уже про это или нет?

Меня ещё с детства коробило: такой весь из себя героический и благородный Атос в ипостаси графа де ля Фер ведь мудак последний, ханжа и лицемер. Помните его напыщенную реплику в сцене казни Миледи:
Read more... )

мысли вслух, Старые песни о старом

Leave a comment

77dmk August 13 2024, 16:53:07 UTC
Меня ещё с детства коробило: такой весь из себя героический и благородный Атос в ипостаси графа де ля Фер ведь мудак последний, ханжа и лицемер.

¯\_(ツ)_/¯
Буквально несколько лет назад пошло буквально поветрие "разоблачения и ниспровержения идеалов" - преимущественно, правда, советских из сферы (кино)искусства (ну, там Гоша из "Москва слезам не верит" - каковой оказался алкоголиком, абъюзером, нарциссом, манипулятором и т.д., Лукашин из "иронии" - с примерно тем же набором и т.д.), но и даже зарубежным историческим персонажам "прилетело".
Но странно слышать нечто подобное от тебя (да ещё и с таким запозданием)...

Помните его напыщенную реплику в сцене казни Миледи:
- Я прощаю вам

И?..
Насколько я понимаю - это стандартный вариант "отпущения грехов" для осуждённого на смерть; что подразумевало, разумеется, не отмену наказания (казни), но по тогдашним представлениям облегчало посмертную участь - почему, кстати, аналогичную "формулу прощениия" произносит отнюдь не только Атос, но и все его соратники (с лордом Винтером совокупно).

... )

Reply

alex_dragon August 13 2024, 16:57:57 UTC
У меня эти мысли лет так тридцать с гаком ещё назад крутились, когда «культура отмены» была ещё не в моде. А про пьесу, я думаю, большинство читателей тогда и не слышало, я сам про её существование узнал буквально только что. Так что на столе у препаратора «Три мушкетёра» как они есть, как бытовали в жизни до интернета.

Reply

77dmk August 13 2024, 17:14:05 UTC
Ну, как я писал - пьеса окончательно расставляет точки над "i", но в принципе - для данного вопроса не очень-то и нужна: сам роман чётко намекает, что карьера Миледи (как отравительницы) началась ещё ДО повешения - т.к. позже её экс-супругу просто негде было бы ознакомиться с талантами экс-супруги на данном поприще.

Reply

77dmk August 13 2024, 16:58:15 UTC
судить людей другой эпохи по нашим меркам, это неверно даже в рамках современности применительно к разным культурам, где действуют разные нормы, бытуют свои штампы и предрассудки и один и тот же поступок может расцениваться абсолютно диаметрально противоположно. Де, ну не было у них тогда возможности относиться как-то иначе. Интересно, вот получается моральных кодексов сколько угодно, а вот боль в заднице, если её выпороть, у всех примерно одинаковая. Но никто это константой не считает и утверждают, что никакого морального, вневременного абсолюта быть не может. Поэтому понять, простить.Ну, хорошо, а вот у Ефремова Таис Афинская - объективно рабовладелица. А любой солдат любой воюющей армии - объективный убийца. А любой член классового общества (кстати - с нашим включительно) - за исключением самых-самых "низов" - или угнетатель и эксплуататор, или, как минимум, соучастник ( ... )

Reply

77dmk August 13 2024, 17:05:17 UTC
"В те времена путь себе прокладывали с помощью женщин и не стыдились этого. Те, что были только красивы, дарили свою красоту, и отсюда, должно быть, произошла пословица, что «самая прекрасная девушка может отдать лишь то, что имеет». Богатые отдавали часть своих денег, и можно было назвать немало героев той щедрой на приключения эпохи, которые не добились бы ни чинов, ни побед на поле брани, если бы не набитые более или менее туго кошельки, которые возлюбленные привязывали к их седлу.
Д'Артаньян был беден. Налет провинциальной нерешительности - этот хрупкий цветок, этот пушок персика - был быстро унесен вихрем не слишком-то нравственных советов, которыми три мушкетера снабжали своего друга. Подчиняясь странным обычаям своего времени, д'Артаньян чувствовал себя в Париже словно в завоеванном городе, почти так, как чувствовал бы себя во Фландрии: испанцы - там, женщины - здесь. И там и тут был враг, с которым полагалось бороться, была контрибуция, которую полагалось наложить."
"- Да, я удовлетворен, - произнес король и, взяв из рук Ла ( ... )

Reply

77dmk August 13 2024, 17:07:20 UTC
И между тем можно было заметить, что эта утонченная натура, это прекрасное существо, этот изысканный ум постепенно оказывался во власти обыденности, подобно тому как старики незаметно впадают в физическое и нравственное бессилие. В дурные часы Атоса - а эти часы случались нередко - все светлое, что было в нем, потухало, и его блестящие черты скрывались, словно окутанные глубоким мраком.
Полубог исчезал, едва оставался человек. Опустив голову, с трудом выговаривая отдельные фразы, Атос долгими часами смотрел угасшим взором то на бутылку и стакан, то на Гримо, который привык повиноваться каждому его знаку и, читая в безжизненном взгляде своего господина малейшие его желания, немедленно исполнял их.- т.е. скорее вариант этакого Дон Кихота - не принимающего реальность, расходящуюся с представлениями, и отставшего от времени как минимум на пару веков (собственно, на протяжении трилогии именно Атос - не смотря на все хвалебные авторские декларации - неизменно "сдаёт позиции" (прежде всего - идеологические), что в итоге заканчивается " ( ... )

Reply

77dmk August 13 2024, 17:07:59 UTC
Так что "неидеальность идеала" - а уж тем паче - фиксация на объективно слабых местах отнюдь не идеальных героев - это "не баг, а фича"; играть в "трёх мушкетёров" (и учиться таким образом дружбе и взаимовыручке) - это замечательно; рассматривать же мушкетёров (или рыцарей, или тех же героев Эллады, да хоть советских бойцов - которые в любом случае - просто люди) как безусловный пример для подражания во всём (даже буде автор попытался бы их сделать такими и старательно затёр и залакировал все сомнительные моменты) - громадная ошибка.

Ну, а на "рассуждения о клейме" уже ранее ответили.

Reply


Leave a comment

Up