10 ноября. Мариинский-2. Бенвенуто Челлини. Гектор Берлиоз. Валерий Гергиев. Премьера обновленной постановки.
Как же давно я не попадала на Маэстро за пультом! А ещё и премьера новой постановки...
Это была услада для ушей. Оркестр звучал единым организмом, кажется они даже дышали в лад. А оркестра было очень много. Я насчитала 6 (шесть!) контрабасов и две арфы! Берлиоз обязывает.
Вечная беда Мариинки - хор - были такими зайчиками, что хотелось надеть им ушки (и это бы не нарушило общей картины происходящего на сцене).
Солисты, выведенные на премьеру, были на высоте. Единственный, кто мне не понравился - Александр Михайлов в роли Бенвенуто Челлини. Он исполнял свою партию абсолютно точно, но плоско и безэмоционально. Играл также. Все остальные просто блеск!
[Состав] Бенвенуто Челлини - Александр Михайлов Тереза - Анастасия Калагина Асканио - Эвелина Агабалаева Фьерамоска - Сергей Романов Джакомо Бальдуччи - Олег Сычёв Папа Климент VII - Станислав Трофимов
Хотя чего-чего, а блеска в этот вечер было на сцене предостаточно.
Я жаловалась на экономию бюджета в Мариинке? Разные постановки в одних декорациях и костюмах... А тут подкрался конец года, профицит бюджета, и режиссёру был дан финансовый кард-бланш. Ставим на все! И понеслась...
Учитывая дикозападничество последних постановок, была уверена в появлении на сцене ковбоев и лошадей. Что ж, я не ошиблась. Лошадь была. И единорог. И слон. И ковбои. А также индейцы, римские легионеры, инопланетяне, джедаи, Кинг-Конг, Пряничный человечек, Годзилла, Мерилин Монро и Элвис.
Циркачи и акробаты сопровождали всю постановку, и вот как раз они-то вписывались наиболее органично. Здесь и отсылки к творчеству Феллини, и венецианский (флорентийский?) карнавал.
Папа Климент VII предстаёт в образе Паратова (барин приехал), а в самый ответственный момент торжественно выезжает на сцену в троне-джакузи (Игры Престолов?), откуда вылезает этаким раджой (я ждала на сцене Золотую Антилопу).
Отсылок к Феллини огромное количество. Афиши, видеопроекции, образы из фильмов. Предполагается знакомство Почтеннейшей публики с творениями ФФ и образом его Музы.
В то же время творящееся на сцене напоминает новогоднее шоу по смешению стилей, образов и буйству красок.
Немногочисленный одинокий труп теряется на фоне этого праздника современных технологий жизни.
Диссонансом выглядят прекрасные арии и диалоги. Но чтобы почтеннейшая публика не заскучала есть охранник с кроссвордами (его роль я так до конца и поняла) и Табло, выдающее всякую фигню на латинице
Табло, пожалуй, нужно выносить в список главных действующих лиц. «Nu ochen dlinniy krasiviy duet» и «Esli vi hotite chtoby arya zakonchilas napishite sms na nomer 8-800-100-100-100» я ещё пережила, но Коля сегодня проснулся знаменитым («peredaem privet Kole»). Finita la comedia.
В целом музыкальная составляющая ушла, спряталась за глиттерным блеском костюмов и светом софитов и фонариков.
Что в итоге получилось? Яркое новогоднее шоу - качественное, осмысленное, в меру стильное.
Если же рассматривать постановку как оперу, то я бы повела на неё детей 10-15 лет, не сильно утруждая их историей, параллелями и аллюзиями. Дети и удовольствие получат, и музыку хорошую послушают. Даже на длинных красивых ариях не заскучают благодаря Табло и Коле.
UPD Коля оказался Костей. Привет передавали Константину Богомолову.