Пока гремит скандал с подделкой данных в основополагающих исследованиях патогенеза болезни Альцгеймера, ученые не опускают руки и продолжают публиковать данные, которые, возможно, смогут помочь создать эффективное лекарство, во всяком случае способное бороться с токсичностью патологических белков. Исследовательская группа из KAIST обнаружила, что соматостатин здесь обладает весьма многообещающими свойствами.
Функциональный сдвиг соматостатина (SST) под влиянием факторов патогенеза болезни Альцгеймера
Согласно амилоидной гипотезе, которая впрочем сейчас
поставлена под сомнение, аномальное отложение белка бета-амилоида (Aβ) вызывает гибель нейронов и клинически заметную форму болезни Альцгеймера (БА). Амилоидные бляшки у пациентов с БА составляют большую часть всех фиброзных изменений в мозге, но недавно обнаружилось, что в них еще и повышены концентрации переходных металлов.
Исследователи предположили, что ионы металлов и Aβ могут взаимодействовать, что ускоряет образование бляшек и фиброзные изменения тканей мозга. Медь, в частности, являясь переходным металлом, активирует окислительно-восстановительные процессы, при которых высвобождается большое количество кислорода, вызывающего серьезный окислительный стресс клеток.
В своей работе команда KAIST обнаружила, что когда соматостатин, представляющий собой как гормон, так и белковый нейромедиатор, встречается с комплексами меди, Аβ и ассоциацией металл-Аβ, он самоагрегируется и перестает выполнять свою функцию передачи нервных сигналов. Но, что примечательно, при этом он ослабляет токсичность и агломерацию металл-Аβ комплексов.
В исследовании подробно описывается координационная структура между медью и соматостатином на молекулярном уровне, с помощью которой ученые смогли предположить и доказать механизм образования комплексов металлов с Аβ и влияние на эти комплексы соматостатина. Команда также подтвердила связывание соматостатина с рецепторами, взаимодействие с клеточными мембранами и его влияние на общую нейротоксичность, что впервые привлекло международное внимание.
Подробности
опубликованы в журнале Nature Chemistry.
Текст: Анна Хоружая
Ссылка на источник