Международная группа ученых пришла к выводу, что именно на коже этих милых созданий появился золотистый стафилококк, перед которым, как известно, бессильны многие антибиотики.
Оказывается, опасные штаммы этой бактерии, вероятно, возникли не в результате массового применения пенициллина, а появились во время долгой эволюционной борьбы между микробами и грибками, живущими на коже европейских ежей. Это случилось задолго до открытия пенициллина.
Несколько лет назад Всемирная организация здравоохранения объявила тревогу из-за усиливающейся устойчивости бактериальных инфекций к антибиотикам. В сложившейся ситуации ВОЗ обвинила массовое использование антибиотиков, из-за которых бактерии выработали к ним иммунитет.
Однако ученые из Института сыворотки Statens (Дания), Кембриджского университета, Королевского ботанического сада (Великобритания), Университета ветеринарной медицины, Института гигиены, микробиологии и тропической медицины (Австрия), Свободного университета Брюсселя (Бельгия), Чешского университета естественных наук (Чехия) и других научных организаций провели собственное исследование и пришли к выводу, что устойчивость некоторых бактерий к антибиотикам могла появиться не в результате массового применения пенициллина, метициллина и других антибиотиков, но возникла гораздо раньше, чем человечество узнало об этих лекарствах. Свои выводы специалисты
представили в журнале Nature.
Биологи решили выяснить, как бактерии получили так называемый набор генов mecC - тот самый, что защищает их от действия популярных антибиотиков. Поэтому они изучили небольшие различия в структуре этого участка ДНК и узнали, какие из них характерны для разных штаммов стафилококка. Авторы работы также предприняли попытку обнаружить этот участок в геномах других микроорганизмов. Итог оказался более чем удивительным: выяснилось, что искомый набор генов появился не во второй половине прошлого столетия, а около 200 лет назад.
И впервые он возник вовсе не у людей и домашнего скота, но у диких животных, а именно - ежей, обитающих в Европе. На коже около 60 процентов из них жили бактерии, имеющие «антибиотикорезистентный» набор генов, и штаммы стафилококка, которые сильно напоминают современных виновников больничных инфекций.
Исследователи предположили, что mecC возник в процессе борьбы между кожными грибками (пытающимися избавиться от бактерий при помощи выделения антибиотиков) ежей и стафилококком. От европейских ежей бактерии начали распространяться среди скота, а затем перешли и к людям. По мнению ученых, это еще раз подчеркивает, что дикие животные служат резервуарами многих потенциально опасных инфекций, поэтому необходимо дальнейшее изучение их патогенов.
Автор: Ольга Иванова
Ссылка на источник