Все дети играют в куклы. Хорошо, пусть не все - многие сидят с новейшими гаджетами и играют на них в новейшие развивающие игры. Но всё же ребёнку с гаджетом желательно время от времени вспомнить про старые добрые куклы. Без детских кукол, возможно, у человека потом начнутся проблемы в общении.
Исследователи из Кардиффского университета полтора года наблюдали за 33 детьми в возрасте от четырёх до восьми лет. Детей разбивали на четыре группы: одних просили какое-то время поиграть самостоятельно с человекоподобными куклами, других - поиграть в игру на планшете, в третьей группе играли с куклами вместе со взрослым ассистентом, и в четвёртой группе тоже со взрослым ассистентом играли на планшете. Электронную игру подбирали так, чтобы это не было простое следование правилам и чтобы достижение цели не было главной задачей, но чтобы в игре можно было проявить творческие способности. То есть игра на планшете была похожа на игру в куклы, ведь с куклами тоже нет правил и цели.
Пока дети играли, у них регистрировали активность мозга с помощью функциональной около-инфракрасной спектроскопии (то есть такой спектроскопии, когда действующее излучение находится вблизи инфракрасного диапазона). В отличие от магнитно-резонансной томографии, когда нужно лежать в специальном аппарате, здесь дети могли свободно перемещаться и играть, хотя на голове у них был специальный шлем, передававший сведения о мозге. Исследователей интересовала задняя верхняя височная борозда в коре, потому что этот участок связан с эмпатией, то есть с умением понимать чужие чувства.
Как можно догадаться, эмпатическая зона коры активнее работала у детей, которые играли с куклами. В статье в
Frontiers in Human Neuroscience говорится, что даже если дети играли с куклами сами, эмпатическая извилина всё равно работала так же, как и в присутствии ассистента - то есть дело было не в том, что рядом находился настоящий человек. И это можно было наблюдать как у мальчиков, так и у девочек. С планшетами же, несмотря повышенную креативность игры, эмпатическая кора активировалась слабо.
Авторы работы полагают, что тут всё дело в том, что куклы помогают детям представить настоящих людей и мир, в котором они живут, с эмоциями, разговорами, ссорами, примирениями и т. д. То есть дети держат в руках не просто куклу, а модель социальных отношений, а какие социальные отношения без эмпатии? Тем не менее, здесь всё равно остаётся вопрос, насколько игра в куклы действительно помогает мозгу освоить эмпатию - в долгосрочной перспективе. Иными словами, насколько эмпатические тренировки с куклами делают человека более эмпатичным. Здесь, наверно, уже нужны другие эксперименты, в которых дети будут играть в куклы (или не в куклы), а потом общаться с другими детьми или взрослыми; вероятно, такие исследование должны длиться не один год, чтобы оценить, как развиваются эмпатические способности у детей с разными игрушками.
Кстати, здесь можно вспомнить похожую работу, о которой мы
рассказывали несколько лет назад. Тогда психологи из Университета Торонто выяснили, что если мы хотим, чтобы ребенок усвоил какую-нибудь мораль, лучше эту мораль рассказывать ему в виде истории из жизни людей, а не из жизни животных.
Автор: Кирилл Стасевич
Ссылка на источник