Амбиции без жизненного опыта

Aug 06, 2018 00:18

Директор фонда «Хранители детства» Анна Кочинева - о том, почему выпускникам детских домов сложно устроиться на работу, как мотивировать их на профессиональный рост, и почему пособие по безработице мешает строить карьеру.




Выпускники детских домов в большинстве своем не стремятся получить высшее образование. Тому есть две причины. Первая - многие из них имеют особенности здоровья, развития или поведения. Вторая - им как можно быстрее необходимо получить профессию. Ведь после выпуска из детского дома нужно будет зарабатывать самим.



Хотя некоторые после колледжей поступают в университеты. Недавний пример, участница одной из программ по трудоустройству, которая учится в колледже по специальности «гостиничное дело», сейчас поступает в Государственный университет управления. Но в основном для поступления в вузы нужна специальная подготовка. Есть ряд фондов, которые помогают ребятам подготовиться к поступлению, оплачивают занятия с репетиторами, привлекают волонтеров. Если в колледжах существуют льготы при поступлении на бюджетные места, то в вузах их значительно меньше. Часто приходится поступать на общих основаниях. А общее количество баллов ЕГЭ у выпускников детских домов иногда не дотягивает до конкурентного уровня.
Трудности трудоустройства

Нет единой статистики о том, как складывается жизнь выпускников детдомов. Да и сложно собрать такую информацию централизованно. Директора интернатов и фонды стараются следить за «своими». Есть система постинтерната, которая помогает в этом, есть социальные сети и просто личные контакты.

Самое большое препятствие при трудоустройстве - низкая мотивация. Выпускники интернатов часто не знают, чего хотят. Они не представляют, какие специальности востребованы, какие перспективы существуют. В Москве и Санкт-Петербурге у воспитанников детских домов больше возможностей, чем у их сверстников из регионов. Там обычно им ставят определенные цели: ты будешь швеей, ты - столяром или автослесарем. Если душа к этому не лежит, они просто саботируют учебу и работу. Кто-то может идти по накатанной и не сопротивляться. Когда нет желания работать в профессии, то насильно вряд ли его можно удержать. Но все зависит от характера человека.




В детских учреждениях зачастую работают люди «старой закалки». Они убеждены, что наилучшая стратегия построения карьеры «получил диплом - отработал 30 лет на одном предприятии по своей специальности - получил пенсию». Но подростки ведь видят, что в реальной жизни все давно изменилось: стабильности нет, но есть колоссальное количество возможностей. Совершенно неважно, что у тебя диплом ветеринара или слесаря, ты можешь стать и флористом, и блогером, и бариста. Нужно только постоянно расти, развиваться. Образование становится непрерывным в течение всей жизни.

Второе препятствие - отсутствие опыта, и жизненного, и рабочего. Хотя, казалось бы, это характерно для всей молодежи, но у наших подопечных это проявляется в большей степени. У выпускников детдомов в принципе снижены жизненные навыки: умение работать в команде, правила поведения, нормы этикета и самое главное - умение принимать решения, брать на себя ответственность, общаться с людьми. Это так называемые «мягкие навыки», которые сегодня требуются на любой работе - иногда больше, чем профессиональные умения.
Профессиональная помощь

Работодатели стараются смотреть на качества человека. На кандидатах не написано: кто выпускник детского дома, а кто нет. Сейчас больше смотрят даже не на умения, а на то, какой человек, что из него можно «вылепить», что получится в будущем, поддается он обучению или нет. На этом фоне выпускники детских домов проигрывают сверстникам. Да, у них много амбиций, они хотят сразу быть крутыми управленцами и получать много денег. Но жизненных навыков у них практически нет.

В программе корпоративного наставничества фонд «Хранители детства» уделяет большое внимание именно развитию таких навыков. Компании-партнеры проводят мероприятия по развитию навыков эффективных коммуникаций, командной работе.Они рассказывают о правилах и нормах корпоративной этики. Программа помогает подросткам-сиротам сориентироваться в мире современных профессий, сделать осознанный выбор и самое главное - получить первый успешный опыт работы при поддержке наставников.




Наша основная цель - увеличить число социально активных, мотивированных молодых людей, которые любят свою работу, заботятся о семье, развивают страну. В определенном смысле наши программы - это профилактика вторичного сиротства. Мы помогаем подросткам встать на ноги, чтобы в будущем содержать свою семью.
Иждивенческая позиция

Среди выпускников детских домов есть и те, кто предпочитает жить на пособие. Это так называемая «иждивенческая позиция». Им кажется, что государство или спонсоры все дадут, подарят. Они этим пользуются. Понятно, что это результат их собственной жизненной травмы, воспитания в детском учреждении. И вроде не их это вина, а просто способ выживания. Они приспосабливаются. Но человек сознательно может не работать с такой позицией. Ему кажется, что и после 18 лет его будет кто-то поддерживать. Часто бывает, что выпускники детдомов живут в одной квартире и получают пособие. Таким образом можно очень долго нигде не работать.

Согласно закону, выпускник колледжа, впервые ищущий работу, может получать в течение полугода повышенное пособие по безработице. В Москве эта сумма может доходить до 120-180 тысяч рублей в месяц. В регионах она тоже сопоставима с зарплатой специалиста высокого уровня. И вроде бы это мера социальной поддержки, государство заботится о незащищенных гражданах. Но получается так, что молодым людям выплачивают деньги за то, что они нигде не работали до этого. И они продолжают не работать. Практически все воспитанники детдомов сознательно отказываются от подработки, чтобы не потерять свой шанс на пособие. По истечении шести месяцев человек оказывается без денег (они тратятся за неделю), без работы и без перспектив ее найти.

Мы считаем, что необходимо поощрять и поддерживать тех, кто стремится найти свое место, кто хочет работать. Предлагаем выдавать пособия по принципу материнского капитала сертификатами: на получение высшего образования, дополнительные профессиональные курсы либо на лечение или реабилитацию. И сумма должна расти пропорционально активности человека. Иначе получается, что действующая мера социальной поддержки убивает в подростках мотивацию.

Автор: Елена Алмазова

Ссылка на источник

сироты, соцзащита, социальная адаптация, работа, льготы, доступность

Previous post Next post
Up