это братья фякэ и куэ-фяки. они с сахалина. к теме ваще никакого отношения не имеют. просто они мне шибко нравятся как и браиловскому.
гугл про браиловского знает, что он ввел в науку этноним удэхе, обосновал разное бла-бла-бла... тысячекратно повторенное это засело в мозгу и зудит. зудит потому, что люди переписывают эту фразу как мне кажется механически, ни разу не читав браиловского. тем не менее, именно его ляпы и, мягко говоря, недобросовестность лежит в основе современной этнографии приморья. существует еще одна одна странность: мне никак не удавалось найти славную биографию ученого. в годах жизни значилось (1861 - ~) и всё, и тишина.
российская государственная библиотека тем временем по запросу на имя браиловского выдавала вот такой
перечень . обращает на себя внимание, что собственно этнография в нем случайна, человек посвятил себя истории литературы. может ошибаются? нет.
тут в статье ю.в. лазарева "скромного рыцаря русской науки" напрямую увязывают с автором бессмертного "тазы или удиhе". из бедной семьи, скромный учитель, бежал на дальний восток от неприязни ряда профессоров. "я прослужил под его началом 7 с половиной лет, ни разу не пропустил ни одного урока, поставил хорошо преподавание русского языка, что сказывалось на аттестационных работах по русскому языку, вел литературные беседы, все родители говорили обо мне, как о выдающемся преподавателе, учащиеся меня любили и уважали - и меня не представили к награде, отговариваясь, что учителя женских гимназий не представляются к наградам". как всё запущено-то!?
награда еще найдет своего героя, но чуть позже.
1896 год. владивосток. браиловскому 35 лет. отчет о полевых работах. анекдотичный.
не забудьте почитать главным инициатором этой, с позволения сказать, экспедиции выступал лесничий пальчевский, человек одаренный, работящий и влюбленный в свой край. помимо того, что он составил план экспедиции, натаскал новичка на работу, выделил лично деньги, он еще и позабтился эвакуировать двух оболтусов, когда приморье накрыло тайфуном.
1897 год. владивосток. новое приключение браиловского. "я объехал все побережье великаго океана, начиная от города владивостока до реки коппи", "разспросил и уяснил". "тазы или удиhe" является "результатом двух моих поездок по территории, занимаемой тазами."
краеведы же говорят, что основной миссией этой экспедиции был контроль за японскими рыбалками и в течение лета экспедиция шкипера гека посетила устья четырех рек: санхобе, амгу, кхуцин, тахобе, основное время проведя у санхобе (серебрянка).
в 1897 году пальчевский в "дальнем востоке" №№ 46-47 публикует статью "перепись по бассейну реки има ", где среди инородцев выделяет орочей, таз, ороченов-удэ. "автор не разобрался, кого каким именем называют", - резюмирует потом браиловский. это о браиловском составители биографии найдут нужным подчеркнуть: "смело вступал в дискуссии, если был уверен в своей правоте , при этом не боялся испортить отношения с тем, о ком писал, даже если это были знакомые ему люди."
в 1900 браиловский уже в польше. в 1901 в "живой старине" публикуются его "тазы или удиhe". это более чем странное произведение для того времени. оно вполне уместно в наши дни когда какому-нибудь выдающемуся управленцу негры пишут диссертацию, но у браиловского негров не было, писал, видимо, сам. хорошо бы ее положить в диссерорубку. набор длинных, чередующихся цитат из надарова, шренка, кафарова, маргаритова, белькович, альфтана, васильевой, штернберга, пель-горского. написана по шаблону лучших произведений того времени, с той лишь разницей, что наблюдения эти не авторские, а чужие сплошь и рядом. кроме того, в этом цитировании напрочь забыта цель: описание тазов, цитируются описания абсолютно всех инородцев, как то: гольдов, орочей, ороченов, тазов в диапазоне от судзухе до хора и анюя. словарь сведен из словарей леонтовича, протодьяконова, маргаритова и назарова. браиловский добавит лишь десяток слов записанных лично им и то, большей частью, обценной лексики.
открытие, приписываемое браиловскому не занимает много места в 230-страничном пространном сочинении, поэтому на нем можно остановиться подробнее.
перечислив буквально всех исследователей, кто оставил какие либо упонимания о возможном самоназвании тазов кекар, кякели, цякала, браиловский безапелляционно заявляет, что на реке ботчи "переводчик и один таз, знавший немного по русски, объяснили мне, что от реки коппи до императорской гавани и севернее живут "орочены", которые носят одну косу, а с реки коппи на юг, на реке самарга и других, живут "удиhe", которых китайцы называют "тазы", они носят две косы".
фиксируем промежуточные итоги: одна коса - орочен (от коппи на север), две косы - удиhe (р.самарга и далее на юг). авторы теории: переводчик (?) и таз, знавший немного по русски.
2-ая подпорка теории - дневник архимандрита палладия. мнение палладия кафарова, это - серьезный аргумент, поэтому следим, чтобы не было шулерства.
19 июня 1871 года. "архимандрит григ. петров сделал переезд от семеновской гавани к верховьям хунгари и по хунгари (где гиляки), от реки же ыкки (ботчи) начинается племя кекар".
в дневнике кафаров лишь фиксирует слова другого архимандрита, который сообщает, что с ботчи на юг живет племя кекар. где здесь про удиhe? кафаровым тут подпереться невозможно, я считаю. вперед проследим логику "рыцаря" науки.
"зная границу поселений таз по морскому берегу, мы узнаем из того же источника и границу сухопутную на запад от побережья. в отрывке, взятом в эпиграф к настоящему произведению, ясно сказано, что тазы или кякала жили по верховьям рек, впадающих в уссури. действительно, г.пальчевский, переписывая инородцев по рр. иману и ваку, узнал, что орочены живущие "по вершинам правых притоков уссури, называют себя удэ".
без якобы ключевого эпиграфа будет неполным.
из неизданных дорожных заметок архимандрита палладия.
"по рассказам старожилов края тазы, или кякала, жили по верховьям рек, впадающих в уссури; по сказаниям манчжуров, преймущественно по восточному поморью и по рекам фуцин и йосе, впадающим в море... кякала были прежде в хуньчуньской области, но, теперь, по видимому, сосредоточились в середине уссурийского поморья. это племя заслуживает особенного внимания".
вот что происходит, когда залетный перец не знающий ничего ни из истории края, не владеющий никакими языками кроме родного, начинает городить огород награды и признанья для. браиловскому было не ведомо, что тазы, это не одно какое-либо племя или род, а простой китайский термин для обозначения инородца, что тазы для них начинаются от казани и до самого до великаго океана, всё это тазы. как великая тартария для европейца, которая бывает крымской, а бывает китайской. или немчура для русских, так как немы они. таким образом произвольно взяв у кафарова "заключение", что тазы иначе называются кякала, и срастив это с упоминанием удэ среди инородцев верховьев имана у пальчевского, мы получаем - удиhe.
пиздец! занавес! сразу за этим идет: "таким образом новейшие тщательные исследования оставили вне сомнения вопрос о самоназвании тазов"
а напоследок "рыцарь" от науки опубликовал от своего имени в работе пару фотографий нивхов, сделанных брониславом пулсудским на сахалине под видом тазов-удиhe. а и праильна, хуль стесняться коль пошла такая пьянка?
тазы или удиhe вашему вниманию это жульничество было номинировано на большую золотую медальку географического общества, но вышла пичалька. они закончились раньше и автору досталась малая. заключение масковских профессоров в количестве двух штук можно найти в интернете. они, безусловно, были в материале.
а так "рыцарь" науки отзывался о прожитых годах в провинции: "моя деятельность, - вспоминает он, - протекала в глухой провинции, а последняя очень мелочна, злобна, мстительна. всякого деятеля она встречает недружелюбно, особенно того, кто не способен к компромиссам и заискиваниям… с особым прискорбием должен заявить, что эти враги были собратья педагоги, которые занимались доносами начальству"