цисинцы, упомянутые бичуриным с левобережья амура и кякэла юга приморья (прибрежные хуньчуньцы) имеют равное право называться удэгейцами. и в этом сила этнонима. удэгейцами также имеют право называться нанайцы и орочи. все по желанию.
этот универсальный этноним восходит к временам глубокой древности. и авторы его - китайцы. китайцы, как первые этнографы манчжурии, считавшие себя по праву пупом земли, снисходительно относились к тем, кто ко всем. с древнейших времен они каталогизировали варваров по сторонам света, как то: и, ди, мани, цяны, ху, у... по мере того как варвары их регулярно грабили и порабощали, китайцы знакомились с ними всё ближе и для собственного удобства давали им имена и прозвища. на протяжении всей своей истории главной заботой китайцев было "усмирение" варваров. для этого они широко использовали подкуп племенной верхушки или/и коварно сталкивали варваров лбами меж собой.
северо-восток был представлен в основном племенами, которые подкупались, покупались и вообще велись на поролон. они у китайцев получили почетное звание шу покорных. в противоположность шу существовали странные народцы, которым было не ведомо, что в китае есть много нужного им ширпотреба, который можно получить почти задаром, стоит только объявить себя покорным, ну и еще кое-что по мелочи - отдать дочь в рабство, прихватить соболей побольше и т.п. эти народцы были прозваны шэн. японское суси - рыбу необработанную - китаец назовет также - шэн. необработанные народцы постоянно маячили где-то за спинами покорных и нет-нет добавляли головной боли разорением приграничных районов, да и соболей таскали не регулярно.
первыми, кого китайцы поделили на шу и шэн были чжурчжени. особенно хороши были покорные шу, именно они оттяпали у китайцев полцарства, тем временем как необработанные на своих землях учредили пять столиц, построили дороги, храмы, создали свою письменность и возомнили себя большими знатоками садоводства. неприятность обнаружилась почти сразу: за необработанными земля не закончилась, там вдали замаячили реально дикие люди. ежень. 野人. если раньше рыба просто делилась на вкусную и сырую, то теперь к ней прибавилась дикая, которая еще плавает и не дается.
дикие люди, по свидетельствам китайцев, жили в норах, земледлия не знали, умывались мочой и прочая. китайские хроники, это еще те хроники. и вообще от хроников слышим.
покорные и необработанные чжурчжени, правившие китаем, как та вишенка на вершине тортика, на диких смотрели не столь высокомерно, сказывалось чутье, что сами они в глазах китайцев отнюдь не образцы для подражания. тем не менее. термин ежень прочно закрепился в языке. и на языке чжурчженей он звучит как уди(г)хэ.
потом пришли монголы. нечего добавить. это как ластиком пройтись по рисунку. остаются только какие-то грязные катыши, следы от карандаша и ничерта непонятно. заровняли и примирили всех. но к чжурчженям у них был особый счет. всё-таки соседи. ученые спорят что осталось после монголов. осталась природа, а в степи построился сам собой мега-охрененный вал чингис хана. на всякий случай. от наших. от диких. от оленеводов.
устав от роскоши монголы перестали смотреть за пустошью манчжурии. тут-то и стали усиливаться роды. роды. родов у народов было много. рост поросли наблюдать могли не все. большей частью наблюдали корейцы. глобус корейцев был не шибко большой - они знали японцев, китайцев 唐人, манчжур 清人 и хусцев 胡人. разок приходили монголы, но кто тех помянет, тому...
хусцы 胡人 у них делились на фань и цзэй. на тихих и лютых. корейцы хусцев звали также удиха 兀狄哈 или улянха 兀良哈. вот тут корейцам надо поставить на вид. потому как это очень ненаучно смешивать в одну кучу кротких нравом рыболовов и свирепых оленеводов. удигайцы и улянхайцы меж собой шибко не схожи, а уж говорят так, что друг друга понимай нету делают. а если урянхаец теперь министр обороны в стране лоча, должны ли удэгейцы тоже этим гордиться?
вернемся к нашим удигайцам. про них известно, что они постоянно грабили мирных корейских землепашцев самым возмутительным способом. корейцам пришлось даже от них огородиться каменной стеной не хуже знаменитой китайской. так манчжуры же 清人 ее и разрушили потом. а хусцы продолжали жить на окраинах кореи. хусцы по преданиям корейцев жили в шалашах. рассекали по морю на каяках. самых надоедливых корецы побивали. еще были хусцы верховые. кстати, а нет литературных трудов про коневодство у удэгейцев, нет, а вдруг? помимо хусцев-удиха в корейских хрониках есть место и еженям. в частности встречается устойчивое сочетание цисин-ежень 七姓野人. эти самые цисинцы были тоже лютые. сопредельные корейцам удиха-兀狄哈, которые жили по речке суйпин 遂品, и среди которых самые зажиточные ниманьчи 泥满池 по-моему совсем не те, которые цисинцы-ежени 七姓野人. но, да какая разница в глазах китайцев? никакой. помимо шу-шэн-ежень китайцы делили северян на ездящих или на оленях или на собаках.
бардак начался когда все скопом сначала покорились манчжурам, в правах уравняли всех: китайцев, корейцев, хусцев и подошедших красивых парней в рыбьей коже. хусцев манчжуры забрили к себе большей частью и нарекли их ново-манчжурами, монголов тоже подпривозвысили над китайцами. даже рыбокожих звали ко двору. наделяли титулами и платили высокое жалование, но потом приходилось все равно делать внушения: сколько серебра им не дай, знай себе ходят с котомкой за плечами и вида не знатного, нифига.
...тубиконтинуед...