Моноспектакль Максима Аверина "Искренне, без купюр" 17.03.12

Mar 20, 2012 15:20


Каждый моноспектакль Максима Аверина  -  это путешествие во времени.

Путешествие не сверхъестественное, а вполне реальное. Не фантастичное, а просто сказочное и  оттого немного волшебное. Полное открытий, загадок и тайн. Оно не отправляет нас очень далеко, а только напоминает о том, что было совсем недавно. Напоминает простыми, казалось бы, средствами: хитроумные изобретения и сложные приборы здесь не нужны! Наоборот -  предельная точность, конкретность, буквальность могут сильно помешать, разрушив ощущение чуда. И артист, отправляющий в это путешествие своих зрителей, как будто намеренно избегает любых определённостей.

Сигналы точного времени, которые открывают спектакль, на самом деле не точны. Ведь согласно им, действие начинается в тот момент, когда в Москве 15.00, а в Петропавловске-Камчатском, как обычно, полночь. Разве такое может быть, если часы собравшихся в московском зале зрителей показывают начало восьмого?

Может.



Потому что путешествие уже началось, и мы сразу смещаемся во времени.  Причём не на четыре часа, а на какой-то непонятный, неизмеримый срок. Как это часто бывает в искусстве (конечно, когда речь идёт о чём-то действительно настоящем - будь то фильм, спектакль или, например, книга), сами цифры, числа, даты перестают иметь значение: разные годы, даже целые десятилетия перемешиваются, запутываются, сливаются в единое целое.  А важным становится совсем другое. Прежде всего, это строки, которые были написаны когда-то людьми, сумевшими выразить в словах то, что представлялось невыразимым. Подарившими возможность и через много лет такие слова услышать, почувствовав в них что-то родственное, долгожданное,  необходимое, узнаваемое мигом, легко.

Ещё - потому что на моноспектакле Максима Аверина всегда действуют иные, особые законы и традиции. Неважными оказываются не только временные рамки. Ограничений вообще как будто нет! Здесь становится возможным всё. Творческая жизнь даже ушедших людей продолжается, развивается, открывается заново. Стихотворения, написанные в разном стиле - не теряя своих индивидуальных особенностей - становятся созвучными, близкими. Они перекликаются, дополняя друг друга. В унисон с ними звучат и песни. Музыка, сопровождающая чтение стихов, срастается с ними настолько, что, кажется, отдельно от них существовать уже не может. Равно как и, кажется, уже не так воспринимаются стихи без именно этой музыки. Музыка звучит для стихов. В самих стихах звучит музыка! Да, не написал в действительности испанский композитор Сарасате ни одного произведения в жанре концерта. Но, слушая, как Максим читает стихотворение Вертинского «Концерт Сарасате», разве не можем мы представить себе это произведение?!  Страстное, пылкое, яркое, талантливо исполненное, за которое, и правда, можно простить всё?!

И наконец - просто потому что, как сказал классик, счастливые часов не наблюдают. А быть на моноспектакле Максима Аверина и не чувствовать себя счастливым просто невозможно! Встреча с талантом  - это всегда счастье. И умение артиста нести радость через грусть, быть искренним и откровенным  не за счёт распространения подробностей о  собственной жизни, а за счёт чувственного, идущего из сердца, исполнения стихов и песен, делая так, чтобы новое становилось знакомым, а знакомое - новым,  никак иначе, кроме как талантом, не назовёшь!

Нет точностей и в определении жанра всего действа.

Начинается оно как доверительный разговор.  Даже монолог: задумчивый, печальный  - хоть и проскальзывают в нём иногда насмешливые нотки. Обращённый к слушателям и одновременно - словно ведущийся наедине с самим собой. Артист, появившийся на сцене в шляпе и длинном тёмном пальто, придающими образу таинственность и неразгаданность, выходя к зрителям спокойно, осторожно, в тишине, без какого бы то ни было музыкального сопровождения, настраивающего на праздничный лад, говорит тихо и проникновенно. И вдруг обрывает свою речь - почти неожиданно.

И тут же первые строчки стихотворения Юрия Левитанского «Жизнь моя - кинематограф» скажут о том, что сейчас начнётся кино. Исполняемая вслед за ними песня «Так, как хочется» пообещает наступление бала. Но мы уже знаем, что на самом деле не будет ни того, ни другого: начнётся спектакль, в котором найдётся место любым проявлениям искусства и, пожалуй, всем формам творчества.

Как хорошо, что в этом спектакле есть постоянные номера, появившиеся в программе с первых дней! И они не стоят на месте: меняются, развиваются и поэтому неизменно оказывают сильнейшее эмоциональное воздействие: «Смерть Цыганова» Давида Самойлова, «Баллада о прокуренном вагоне» Александра Кочеткова, стихотворение «День без единой смерти» Владимира Высоцкого, в этот раз, наконец, исполненное вместе с другим стихотворением поэта - «Так дымно, что в зеркале нет отраженья»…

Как хорошо, что к ним всё время добавляются новые!

Да, некоторые - ненадолго. Но даже этого достаточно, чтобы с ними познакомиться и запомнить на всю жизнь. Ведь впечатление остаётся даже в случае, если  отдельные стихотворения или песни были услышаны в исполнении артиста только однажды.

Зато как приятно, что многие новые номера тоже становятся незаменимыми, постепенно завоёвывая своё право на то, чтобы звучать в спектакле каждый раз.

Ещё меньше года назад в программе не было Вертинского, а теперь его стихи и песни («Я сегодня смеюсь над собой», «Концерт Сарасате», «За кулисами») традиционно начинают спектакль.

Вернулось «Лиличке. Вместо письма» Маяковского, исполняемое сразу после его же стихотворения  «Скрипка и немножко нервно». А «Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру» зрители теперь ждут не меньше, чем хорошо знакомого «Гостя у Цыгановых» Давида Самолова.  Это - два стихотворения-картинки: живописные, красочные, не просто прочитанные, а по-настоящему сыгранные, показанные.  В этот раз - как-то даже особенно ярко! К ним никогда не получится привыкнуть, потому что Максим, находящий для своих номеров всё новые и новые средства выразительности, этого просто не позволит!

К «Зимней ночи» Бориса Пастернака с февраля добавилось очень сокровенное, исповедальное стихотворение «Научи меня жить». Хочется верить, что и у него в моноспектакле будет долгая жизнь!

Совсем недавно в число поэтов, чьи произведения читает артист, вошёл Роберт Рождественский, а теперь именно его строчка «Всё начинается с любви» вот-вот станет служить новым названием спектакля. И к недавней премьере - удивительному стихотворению «Письмо про дождь» добавилась ещё одна - «Восемьдесят восемь». А ещё все мы, конечно, очень ждём обещанного цикла его стихов!

Вообще сама программа в плане выбора номеров и их последовательности не сильно изменилась по сравнению с прошлым моноспектаклем. Были песни «Счастье рядом», «Где же вы, небом забытые», «Песенка о хорошем настроении, под которую Максим дарил цветы, и песня «Грустить не надо», разделяющая (или наоборот - соединяющая?!) два стихотворения Самойлова из цикла «Цыгановы», и дуэт с Людмилой Гурченко «Вы говорите, не молчите», показанный не на экране, а прямо на кирпичной стене… Конечно, была сцена, посвящённая теме войны - «Тишина за Рогожской заставою, «Жди меня» Константина Симонова, «Тёмная ночь»…

Но и они тоже исполнены были по-другому! Вообще в тот вечер всё было очень  хорошо продуманно  - но не покидало ощущение экспромта и импровизационности! Спокойно, без суеты и лихорадочности -  но живо, неугомонно, темпераментно! Ключевое слово не только в построении программы, но и в её исполнении Максимом Авериным -  контраст!

А главное - после каждого моноспектакля Максима Аверина остаётся не только хорошее настроение, которое не покинет, как минимум, до следующего вечера артиста, но и мысли «надо посмотреть…», «надо почитать…», «надо найти…», «надо  вспомнить…».  Мысли, которые не остаются на уровне желаний, в сиюминутном порыве появляющихся и так же мгновенно откладываемых на неопределённый срок, а точнее, уже исчезающих навсегда. Нет! Ведь и смотришь, читаешь, ищешь, вспоминаешь. Говоришь.

И я тоже знаю, что мне нужно почитать из нового, а что вспомнить. И у меня вот уже который день хорошее настроение. Очень хорошее!!! Поэтому тех, кто был в тот вечер на моноспектакле Максима Аверина, и тех, кто не был, но пойдёт в следующий раз; и тех, у кого в этот момент, как у меня, на часах чуть больше трёх, и тех, у кого, как в Петропавловске-Камчатском, полночь; а ещё тех, кто читает этот мой отзыв  я… это… ну, в общем… восемьдесят восемь!

моноспектакль, театр, Максим Аверин, "Искренне без купюр"

Previous post Next post
Up