«Посмотрите, посмотрите!» - дважды произносит Рене, обращаясь к Густаву.
«Посмотрите, посмотрите!» - вот уже сутки, как заведённая, повторяю я, обращаясь к своим друзьям и знакомым, которые ещё не были на спектакле «Тополя и ветер».
А увидеть его надо обязательно! Потому что он нужен всем. В любом возрасте.
Он помогает.
Да, помогает - не прекращать любить жизнь, «мечтать, влюбляться и творить»(с) вопреки всему. А ещё - по-другому посмотреть на стариков и проще относиться к своей грядущей старости. "Старики никогда не были детьми" - когда-то записали в своём блокноте два юных героя повести Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков». Спектакль полностью опровергает это типично детское представление: старики не просто были и детьми, и молодыми - память об их детстве и молодости живёт и проявляет себя до сих пор.
Он удивляет.
Прежде всего - своей непредсказуемостью.
Не в каждом спектакле можно найти столько контрастов, противопоставлений и неожиданностей.
Здесь стариков играют молодые актёры - Максим Аверин, Денис Суханов, Григорий Сиятвинда.
Здесь есть только главные герои и нет второстепенных, а персонажами становятся даже бронзовые статуи.
Здесь почти не умолкающий зрительский смех так часто содержит в себе грустные нотки.
Здесь мало событий, но при этом постоянно что-то происходит. Каждая фраза, каждое действие - жест, движение, взгляд - на вес золота. Так страшно пропустить хотя бы малейшую деталь! Внимание на пределе, глаза разбегаются, пытаешься заметить, запомнить, ухватить сразу всё - а не получается! И правда - на кого смотреть? Все три героя постоянно оказываются на первом плане! Никто ни на секунду не остаётся в тени. Есть ли у персонажа текст или нет - неважно, он всё равно постоянно находится в движении и развитии. Наблюдаешь за кем-нибудь одним - не видишь, что делают в этот момент другие!.. Обидно? С одной стороны - да, но зато есть повод прийти ещё много раз, за новыми открытиями.
Здесь трудно узнать даже хорошо знакомых артистов. И дело не только в гриме - тем более, что к нему-то я как раз была готова. Меняется даже речь! Узнаёшь сам тембр голоса, но не его интонации. Да и вообще - столько всего актёрами и режиссёром придумано, найдено, и главное - ничего не делается формально и не проходит просто так.
Как же приятно найти у любимых актёров (а у самого любимого - особенно) новые грани таланта!
Как же приятно, что у них действительно всё хорошо получается!
И что в результате?
В результате - выигрывают все.
Выигрывают актёры - стоит ли объяснять, почему: эти роли - настоящий подарок для каждого из них.
Выигрывают зрители.
Те, кто пришёл на спектакль в первый раз (как я, например) - потому что для них всё в новинку, они ещё не знают, сколько сюрпризов их ждёт впереди: и в игре актёров, и даже в самом тексте (кем же на самом деле окажется тот «капитан», например, и какой, собственно, «тыл» имеется в виду).
Да и те, кто пришёл уже не впервые - ведь всё равно они удивляются, сравнивают, узнают то, что уже видели и находят новое.
После одного просмотра «Тополей…» к ним трудно не вернуться. Пока не знаю, когда пойду ещё раз, но это обязательно случится. Очень хочу увидеть спектакль снова.
«Покажите, покажите!!!»