Apr 08, 2015 10:02
«Когда на сцене талант, он отдаёт тебе частицу себя и заполняет именно те места, которые болят и ждут помощи».
Эта цитата из книги Людмилы Гурченко «Аплодисменты» - одна из тех, на которую большее внимание обратит, скорее, не актёр, а зритель, узнав в ней ощущение близкое и знакомое себе, а также вспомнив свои встречи с талантом, передать впечатление о которых может помочь как раз такая фраза. Наверное, артистам, читавшим эту книгу, больше запоминаются другие слова актрисы - те, в которых они узнают ощущения, близкие и знакомые им. Те, которые помогают каждому артисту жить в профессии. А может быть, никакого деления возможного восприятия высказанных в этой книге мыслей вовсе не существует, да оно и не нужно, потому что такое чтение - тоже встреча с талантом, а значит - разговор, каждая фраза которого в разные моменты жизни для любого человека может оказаться самой необходимой.
В моноспектакле Максима Аверина «Всё начинается с любви» и Людмила Гурченко, встреча и работа с которой для артиста дорога и значима, и её книга «Аплодисменты», прочитанная им ещё в детстве, вспоминаются постоянно. И когда новая дата спектакля совпала с днём памяти актрисы - 30 марта - наверное, можно было ожидать, что это будет тот вечер, во время которого слов благодарности, восхищения и любви в адрес актрисы прозвучит ещё больше.
Но подобно тому, как артист, не привыкший слова и поступки соотносить с числами или же с праздниками, не говорит в своём спектакле о любви больше, чем обычно, в День влюблённых, о женщинах больше, чем обычно - Восьмого марта, об искусстве и творчестве больше, чем обычно - в Дни театра, кино или поэзии, не сделал этого и теперь. Ведь эти темы - любви, творчества, памяти - здесь есть всегда, но именно в таком постоянстве моноспектакля - не только его сила и искренность, но также его неповторимость и особенность.
Аплодисменты для Людмилы Гурченко в этом спектакле тоже звучат не по случаю - они звучат всегда. Причём так, что если ещё можно заметить момент, когда они начинаются - сразу после полного тепла, юмора и грусти рассказа Максима Аверина о знакомстве с любимой с детских лет актрисой, - то момент, когда они затихают, отследить очень сложно. Ведь за рассказом следует их дуэт «Вы говорите, не молчите», показываемый на киноэкране, и то затаённое внимание, с которым встречают зрители экранное появление Людмилы Гурченко - это тоже своего рода аплодисменты, потому что в нём, как и в аплодисментах, слышится удивление и радость. Чувства, общие и для зрителей, пришедших на спектакль впервые, и для зрителей, видевших этот номер раньше, и наверняка для самого артиста - придумавшего это, но каждый раз будто тоже удивлённо и, безусловно, радостно оборачивающегося и подбегающего к ней на первых же звуках вступления их песни.
Кроме того и 30-го марта, и в любой другой день, когда артист играет моноспектакль, создаётся ощущение, что несколько последующих его номеров объединены не только общим настроением, но и словно присутствующим в них образом Людмилы Гурченко.
Строки «Дифирамба» Игоря Северянина Максим Аверин произносит убеждённо и воодушевляюще, доверяя зрителям некое кредо жизни - во многом, прежде всего, актёрское, хотя, наверное, опять же здесь не нужно деление, - кредо, перекликающееся с мыслями, найденными и в книге «Аплодисменты», которая тоже когда-то «научила жить». А в исполнении романса «Гранатовый браслет» угадываются те же нотки грусти, что были слышны и в монологе об актрисе, ведь в нем тоже говорится о необходимом, но недостижимом и далёком.
В книге «Аплодисменты» Людмила Гурченко также писала и о том, что для актёра самое сложное - но и, пожалуй, самое важное - играть современника.
И, несмотря на то, что почти все произведения, входящие в программу моноспектакля, были написаны в XX веке - пусть и самом близком для нас, но всё же ушедшем, - каждого их героя, придуманного тем или иным поэтом в начале, середине или конце прошлого столетия, - каждого своего героя - Максим Аверин играет именно как современника. Как человека, не позволяющего себе даже думать, что всё лучшее осталось в прошлом, что это раньше люди жили и любили по-настоящему, а теперь всё вокруг измельчало и упростилось. Играет как человека, которого, наверное, к сожалению, сейчас действительно можно встретить не часто, но который всё же есть и которым хочет и может стать каждый.
Пусть литейщик Иван Козырев из стихотворения Владимира Маяковского, получив новую квартиру, расхваливает советскую власть - артист помогает зрителю узнать в этом герое человека, живущего сейчас и, может быть, даже где-то по соседству. Нам знакомы не только такие квартиры, но и главное - само настроение: когда на пятиметровых кухнях кипит жизнь, когда свой дом - это защита, когда (как артист сам точно передал в своём недавнем интервью) «если горячая вода есть - уже хорошо».
Историю персонажа стихотворения Роберта Рождественского «Восемьдесят восемь» - влюблённого радиста, жившего давным-давно, «до войны, на острове Диксон» - Максим Аверин тоже рассказывает от лица нашего современника, передающего через десятилетия всем, кто его слышит, способ красиво объясниться в любви, зашифровав признание кодом из двух восьмерок, или - поддерживать таким образом любовь, которая длится уже многие годы.
А стихотворение того же поэта «Письмо про дождь», сочинённое полвека назад, в спектакле будто бы становится продолжением песни «Amor, amor», появившейся совсем недавно и написанной специально для Максима Аверина композитором Лорой Квинт. Ведь, может, это письмо - от того самого героя, который, устав, наконец, грустить у моря в одиночестве о потерянной любви, однажды услышал в морском гуле то, что побудило попробовать её вернуть?
И не так важно, когда было написано стихотворение Иосифа Уткина «Типичный случай», - те двое влюблённых чуть было ни поссорились на Ленинградском вокзале всего-навсего «прошлым летом», и о развитии этих событий помнится и рассказывается в спектакле подробно, в мельчайших деталях. Может быть, время лишь несколько сократило их слова, которые были тогда сказаны ими друг другу, свернув их в памяти до предельно сжатых, сигнальных в смысле информативности фраз вроде «ты плохая!» и «я такой!», а может, действительно - и для того, чтобы поссориться, и для того, чтобы помириться слов им понадобилось совсем немного. Хотя для примирения - всё же меньше: некоторые, к счастью, так и остались не высказанными вслух. Персонажу Максима Аверина признание своей неправоты даётся не сразу и нелегко, во внутренней борьбе с самим собой за то, чтобы подавить всё, что он думает на самом деле. Но его «полунемые сцены» лишь подтверждают мысль одного из последующих монологов артиста о том, что пусть в любви - сложно, но ведь жить без любви - ещё сложнее.
Главное, они договорились до того, чтобы просто остаться вместе - а это гораздо надёжнее, чем сказать даже самые красивые, поэтичные, добрые и искренние слова, подобные тем, которые говорят друг другу герои звучащей в финале спектакля «Баллады о прокуренном вагоне» Кочеткова, - если они произносятся перед расставанием. Надёжнее это и бессловесных взглядов или того самого «мягкого поклона», которым героя песни Вертинского «За кулисами» провожает (тоже на вокзале) любимая женщина - если и за ними следует прощание.
«С любимыми не расставаться», не быть равнодушными, самим создавать свою жизнь, не ждать праздников и дат, а быть счастливыми каждый день - вот о чём, говорит артист в моноспектакле. Поэтому если где-то «за завесою буден» всё-таки вдруг затеряется чувство счастья от того, кто (и оттого, что) наполняет жизнь - можно просто прийти в театр, на «Всё начинается с любви».
И… Знаете, какое продолжение у той самой фразы Людмилы Гурченко о встрече с талантом, отдающим зрителям частицу себя и заполняющим «именно те места, которые болят и ждут помощи»? Оно такое: «И потому идёшь наполненная, счастливая и свободная - как ребёнок!» Как же это похоже на финальные строки стихотворения Маяковского «Хорошее отношение к лошадям», которое тоже звучит в постановке: «пришла счастливая… и всё ей казалось: она - жеребёнок, и стоило жить!..» А ведь после моноспектакля Максима Аверина так и бывает. Каждый раз!
моноспектакль,
театр,
Максим Аверин,
Всё начинается с любви