Информатика

Jul 03, 2010 11:50

С окончанием т.наз. летней практики учебный год, похоже, можно считать совсем завершенным, так что вполне можно подвести некоторые итоги.

Во-первых, мы окончательно оказались от замашек пытаться рассказать что-то из C++. Тут надо пояснить, что с детьми мы изучаем язык Си; почему, например, не Паскаль - вопрос отдельный (кстати, недавно наткнулся на "баталии" по поводу замены изучения Паскаля на Си на ВМиК МГУ: мнение Столярова и мнение Чернова). Кстати, сейчас во многих школах используют Питон. А с C++ тут играла роль определенная мода, еще недавно компьютеры были вещью с привкусом некоей технологической новинки, а не привычной вещью домашнего обихода, поэтому самостоятельно увлеченных программированием детишек встречалось больше, их было мало, но встречались чаще, чем сейчас. Им, увлеченным, конечно, хотелось изучать более "прогрессивные" вещи, ну и мы как преподаватели, будучи моложе, велись на эту моду. Если уж ставить целью продемонстрировать ООП, то Java была бы более подходящим языком для обучения, но у Java в этом качестве свои проблемы.

Во-вторых, мы окончательно переехали на Linux - в Ubuntu варианте, но это детали. Дополнительным положительным моментом тут является то, что работа с терминалом (а программы, которые пишутся детьми - преимущественно консольные) выглядит гораздо органичнее, по сравнению с командной строкой Windows.

В-третьих, если до этого мы пытались использовать какую-то среду - вначале Dev-C++, потом Code::Blocks, то в этом году я попробовал переехать с детьми на vim. Одним из дополнительных толчков послужило мнение одного моего уважаемого коллеги, что подобно тому, как детям для развития моторики пальцев полезно обучаться игре на музыкальных инструментов, начинающему программисту полезно изучить какой-то редактор типа vim или emacs. Эксперимент прошел удачно, и, что интересно, даже в более старшем классе, где дети уже привыкли к Code::Blocks, некоторые, все-таки освоили vim. Правда, тут был допущен некоторый методический просчет: поскольку вначале была продемонстрирована компиляция программ из командной строки, а компиляция с помощью команды из vim и работа с окном ошибок получились упомянутыми несколько вскользь (я несколько наивно посчитал, что удобство последнего будет достаточно очевидно), то многие так и продолжали запускать компилятор ручками.

В-четвертых, я попробовал рассказать про описание функций сразу после изучения выражений, но до подробного изучения управляющих операторов. Эффект получился несколько неожиданный: некоторые детишки начинали пытаться "завернуть" в функцию все подряд. Но зато преследовавшаяся цель в определенной степени оказалась достигнутой: лень выделить какой-то кусок программы в функцию проявлялась реже. Правда, тут не было времени на методическую проработку: придумать с ходу интересные задачи на функции без использования каких-либо условных операторов и операторов цикла не совсем тривиально.

Ну, в общих чертах - все, хотя по мелочи еще были положительные моменты: в старших классах удалось немного больше времени уделить производительности, например...

преподавательское, программистское

Previous post Next post
Up