Бог Отец (02)

Oct 08, 2013 20:52

Оригинал взят у tvorenie333 в Бог Отец (02)

Посвящается любимым: Богу, жене, детям.
Давайте на время забудем о бесконечности свойств и возможностей Бога, о Его непознаваемой сущности, непередаваемой глубине мудрости, запредельном творческом потенциале и т.п. Об этом действительно можно говорить бесконечно. Остановимся на главном и самом простом: наш Небесный Отец прежде всего Личность. И именно личностные свойства Отца определяют порядок всего сущего, как тварного, так и нетварного: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иак. 1:17).

С точки зрения естественных процессов, Божественная природа, через Свою энергию, являет нам многочисленные дары по которым мы существуем и познаем Творца. Но изначально само естество Бога как бы управляется Отцом, точно как наша душа управляет телом. Таким образом, вопрос сущности Бога уходит как бы на второй план, потому что безначальным началом Божественного сверхбытия является личность Отца. Именно Отец предвечно и безначально в Своей собственной жизни устанавливает святотроический порядок. Зачем Он так делает, какова Его мотивация, кто же есть наш Небесный Отец?

Несмотря на Божественную таинственность, Бог Отец особенно близок нам тем, что Он - личность. По этому аспекту мы можем как бы всмотреться в Его лицо, как это делаем при знакомстве с интересным человеком. И Спаситель примером Своей земной жизни наглядно раскрывает нам суть личности Отца: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9). «В Иисусе Христе, Сыне Своем, Бог показал любовь, «которая превосходит всякий разум». Тот, через Кого Святая Троица сотворила мир, явился в образе человеческом, дабы явить человечеству любовь Святой Троицы, дотоле неведомую миру. Как же Он явился? Так, как только великая любовь не стыдится явиться ради спасения возлюбленного: в уничижении, в служении, в страдании, и наконец, в великой жертвенности» (святитель Николай Сербский).

Безусловно, всесовершенство личности Отца заключается в Его особой, «превосходящий всякий разум» любви. Бог Отец является сущностным олицетворением любви, буквально тем, что как бы предшествует самой реальности Божественного сверхбытия. Таким образом, порядок жизни Святой Троицы определяется главным свойством личности Отца, о котором сказано: «Бог есть любовь» (1Ин. 4:16).

Теперь уместно спросить: если непознаваемый Бог есть любовь, то, что есть познаваемая любовь? Ведь, если мы познаем любовь, то познаем путь к непознаваемому Богу! Обратимся к авторитету Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Ответ очевиден: любовь Бога - это жертвенное служение до полной самоотдачи. И в следующих словах Иисус Христос буквально дает характеристику личности нашего Небесного Отца: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы принять её; никто не отнимает её у Меня, но Я Сам отдаю её: имею власть отдать её и власть имею опять принять её. Сию заповедь получил Я от Отца Моего» (Ин. 10:17-18). Да, Бог Отец более всего любит непринужденное жертвенное служение до полной самоотдачи.

Итак, каков Сын, таков и Отец: «Я и Отец - одно» (Ин. 10:30). И если любовь Сына - это непринужденное жертвенное служение до исключительно полной самоотдачи, то и Отец, как высшая и сверхсовершенная Любовь, Сам является олицетворением свободного жертвенного служения до исключительно полной самоотдачи: «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также» (Ин. 5:19).

Что это значит в плане как бы «естествознания и реальных процессов Божественного мiра»? Это значит, что Бог Отец определяет Свое бытие как абсолютное самопожертвование. Всю Свою непознаваемую сущность и бесконечную жизнь Он отдает полностью, без остатка, абсолютно. «Я отдаю жизнь Мою, чтобы принять её; никто не отнимает её у Меня, но Я Сам отдаю её» - эти слова равноприменимы, как к земной жизни Спасителя, так и к таинственной жизни Бога Отца, которую «…не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18). В земном подвиге Спасителя раскрывается тайна единого Бога, живущего как Святая Троица.

И здесь уже не имеет значение, какова сущность Бога. Важно, что Он - реальное живое существо, со Своей сущностью и Своей жизнью. И важно, что Он добровольно выбирает Себе такой образ бытия, в котором полностью отдает абсолютно все, что у Него есть, всего Себя без остатка: абсолютно всю Свою сущность и абсолютно всю Свою жизнь. И этот безначальный акт изменения того, что предстоит реальности, порождает три образа единого сверхбытия, известного нам как Пресвятая Троица.

Важно осмыслить тот факт, что с научной точки зрения (как «предмет» исследования) это сверхбытие является жертвенной любовью. И эта жертвенная любовь не метафора, а как бы духовно-структурное явление, устанавливающее бытийные принципы, по которым возводится все мироздание. И с научной точки зрения все сущее происходит конкретно из Отчей Любви.

Таково сердце самого могущественного Существа, Создателя и Владыки бесчисленных миров, Того, о Котором Спаситель сказал: «отцом своим не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец - Небесный» (Мф. 23:10). И Бог, как всесовершенный Отец, не только заповедует человеку жить высоким стандартом жертвенной любви, но в первую очередь Сам являет его своим личным примером.

Таков наш Небесный Отец! И к чему доискиваться до аспектов трансцендентности Божественной сущности, если всю Свою трансцендентность Бог отдает без остатка? Всего Себя - Святой Троице и далее всю Свою силу рассеивает абсолютно и преклоняет к познанию для каждого, «дабы нам исполниться всею полнотою Божиею» (Еф. 3:19), чтобы каждый стал Личностью, подобной Отцу: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48)! Познавайте до бесконечности бесконечное всесовершенство Отца! Бог трансцендентен ровно настолько, насколько несовершенны мы: «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою, и мы должны полагать души свои за братьев» (1Ин. 3:16).

Богословие

Previous post Next post
Up