Серафимъ Саровский и будущѣе Восресеніе Руси

Jan 16, 2013 23:11

Оригинал взят у varnava_mp в Серафимъ Саровский и будущѣе Восресеніе Руси


Сегодня праздновалась память пожалуй самого яркого святого новаго времени - преподобного старца Серафима Саровскаго. Весьма знаково,  что  его прославленіе въ 1903г. было было совершено по иниціативѣ и при личномъ непосредственномъ участіи нашего всѣми любимого святого Государя-Императора Николая Александровича. Также примѣчательно, что въ изслѣдованіи его жизни, подвиговъ и поученій, что впослѣдствіи послужило основаніемъ для его канонизаціи, принимали участіе два хорошо извѣстныхъ, но совершенно разныхъ человѣка. Одинъ изъ нихъ, это архимандритъ Суздальскаго Спасо-Евфимиевого монастыря, а впослѣдствіи - епископъ и митрополитъ - Серафимъ (Чичаговъ). Другой же, великій русскій духовный писатель, ученый и публицистъ - Сергѣй Александровичъ Нилусъ.
     Вотъ выдержка изъ дневника русского ученого и общественного дѣятеля Льва Тихомирова (от 22 августа 1902г.):

"...Не знаю зачѣмъ, Государю представлялся о. Серафимъ Чичаговъ. У него дочка въ Дивееве, монахиня. Чичаговъ былъ принятъ, случайно наединѣ. Онъ сказалъ Государю, что недавно умерла одна монахиня, современница о. Серафима Саровскаго, которая при кончинѣ открыла ему, о. Чичагову, примѣчательные вещи… Чичаговъ разсказалъ и объяснилъ, что означенная монахиня ему открыла предсказаніе о. Серафима, а именно: "Въ концѣ столѣтія въ Россіи будетъ царствовать Императоръ Николай Второй, царствованіе котораго будетъ славное, но трудное: въ это-то царствованіе будутъ прославлены мощи его, Серафима Саровскаго, и совершатся великіе чудеса"

      [Я слыхалъ давно это Дивеевское преданіе, но въ такомъ видѣ, что "мощи о. Серафима Саровскаго будутъ прославлены въ тяжкое для Россіи время, при Царѣ Николаѣ..." О томъ, что это именно второй Николай я не слыхалъ. Конечно, Чичагову лучше знать.]…
     ...Всё это очень поразило Государя. Онъ позвалъ Государыню и разсказалъ Ей. Государь пожелалъ немедленнаго открытія мощей, а Государыня съ какими-то придворными дамами начали лично изготовлять дорогіе облаченія для святаго. Но Побѣдоносцевъ, позванный Государемъ, сдѣлалъ возраженія противъ немедленнаго устройства этого торжества, и тогда-то Государь сдѣлалъ извѣстное приказаніе о его ускореніи..."

Чичаговъ былъ однимъ изъ организаторовъ церемоніи прославленія, онъ же  написалъ  и житіе преподобнаго, поскольку былъ авторомъ историко-богословскаго труда «Лѣтопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Къ моменту прославленія святаго онъ выпустилъ уже второе изданіе этой книги.
 
   Сергѣй Нилусъ, находясь въ Дивееве, среди бумагъ  Мотовилова, полученныхъ имъ отъ вдовы его Елены Ивановны и сестеръ обители,  обнаружилъ и расшифровалъ уникальные записи поученій старца. Они вошли въ книгу «Великое въ маломъ…», впервые опубликованную въ 1902 году. Опубликованная въ 1903 «Бесѣда о цѣли христіанской жизни» (включенная въ позднѣйшіе изданія «Великаго въ маломъ») вошла въ золотую сокровищницу духовнаго опыта русскихъ святыхъ.

Другая  рукопись Мотовилова, также записанная со словъ преподобнаго, - «Великая Дивеевская тайна», гдѣ содержатся удивительные пророчества о будущемъ Россіи и послѣднихъ судьбахъ мира, - была опубликована лишь въ 1969, въ Санъ-Франциско, уже въ посмертномъ изданіи книги Нилуса «На берегу Божьей рѣки». Вотъ фрагментъ изъ этой книги о будущемъ воскресеніи преподобнаго Серафима:



«Неоднократно, - пишетъ Мотовиловъ, - слышалъ я изъ устъ великаго угодника Божія старца о. Серафима, что онъ плотью своею въ Саровѣ лежать не будетъ… Мнѣ, убогому Серафиму, отъ Господа Бога положено жить гораздо болѣе ста летъ. Но такъ какъ къ тому времени архіереи русскіе такъ онечестивятся, что нечестіемъ своимъ превзойдутъ архіереевъ греческихъ во времена Ѳеодосія Юнейшего, такъ что даже главнѣйшему догмату Христовой вѣры - Воскресенію Христову и всеобщему воскрешенію и вѣровать уже не будутъ, то посему Господу Богу благоугодно взять меня, убогаго Серафима, до времени отъ сѣя привременныя жизни и посемъ, во утвержденіе догмата воскресенія, воскресить меня, и воскресеніе мое будетъ аки воскрешеніе седми отроковъ въ пещерѣ Охлонской во времена Ѳеодосія Юнейшего»... Открывъ сію великую и страшную тайну, великій старецъ повѣдалъ, что по воскресеніи своемъ онъ изъ Сарова перейдетъ въ Дивеево и тамъ откроетъ проповѣдь всѣмірного покаянія. На проповѣдь же ту, паче же на чудо воскресенія, соберется народу великое множество со всѣхъ концовъ земли… И тогда вскорѣ настанетъ и конецъ всему...

     И, дѣйствительно, мощи святаго  пропали вѣдь изъ Сарова - въ 1927 году, когда проводилось повсемѣстное вскрытіе и изъятіе святыхъ мощей. Куда они дѣлись на самомъ дѣлѣ не извѣстно. Находка 1991 года въ ленинградскомъ Музеѣ исторіи религіи и атеизма, конечно-же, вызываетъ рядъ справедливыхъ сомнѣній, какъ и, напримѣръ, исторія съ «царскими останками» въ тѣхъ-же «чудесныхъ» 90-х годах.  Вотъ, какую версію разсказываютъ по этому поводу катакомбники:

    "Матушка Анна жила съ десяти летъ при монастырѣ. Братъ ее о. Гедеонъ, впослѣдствіи мученикъ, жилъ въ Саровѣ, въ 1927 году монастырь закрыли, а онъ жилъ при немъ какъ лѣсничій. Когда безбожники пріѣхали забирать мощи, чтобы увезти въ Москву, онъ прозналъ объ этомъ и послалъ свою сестру, матушку Анну, въ Дивеево, извѣстить объ этомъ игумению. Тогда игумения снарядила своихъ монахинь, и они прибыли въ Арзамасъ, гдѣ у монастыря имѣлась гостиница, отобранная большевиками. И вотъ, вечеромъ пріѣхали чекисты съ ящикомъ. Монахини ихъ накормили колбасой до отвала, напоили водкой, такъ что они лежали безъ памяти. Тогда монахини расколотили ящикъ, забрали мощи преп. Серафима, погрузили на лошадь и увезли въ Дивеево. Тамъ ихъ спрятали, и только малое число довѣренныхъ людей знали объ этомъ мѣстѣ..."
     Говоря же про воскресеніе  преподобнаго Серафима, важно упомянуть объ одномъ изъ самыхъ важныхъ для русскихъ патріотовъ моментовъ. Описаніе «Великой Дивеевской тайнѣ» сохранилось вѣдь и въ другихъ источникахъ. Вотъ, напримѣръ, фрагментъ копіи изъ семейнаго архива Флоренскихъ (машинопись начала XX в.):

"…По обѣтованію Господню, воскреснетъ на нѣкоторое время и возстанетъ изъ гроба великій старецъ Серафимъ, и пѣшкомъ перейдётъ изъ Саровской пустыни въ село Дивеево. И, при сонмѣ Высочайшей Фамиліи, Великокняжеской, Царской, Императорской, и русскихъ и иностранныхъ, безчисленнаго множества людей, увѣривъ всѣхъ воскресеніемъ своимъ въ непреложности въ концѣ вѣковъ всеобщаго воскресенія, наконецъ, тамъ вѣчнымъ опять до времени сномъ смерти почіетъ.  Тогда-то, послѣ сего вторичнаго батюшки отца Серафима успенія, село Дивеево соделавшись Домомъ всемірнымъ, просвѣтится паче всѣхъ, не только русскихъ, но и всѣхъ градовъ на свѣтѣ..."
      Именно на основаніи этого текста и существуетъ преданіе, что Серафимъ Саровскій самъ укажетъ будущаго Русскаго Царя во время Крестнаго хода по своемъ воскресеніи.
  
     Интересно, что Чичаговъ и Нилусъ въ одно время не поладили другъ-съ -другомъ. Объ этомъ у меня уже  в свое время было написано, и поинтересоваться можно здѣсь. Теперь становится яснымъ причина ихняго тогдашняго конфликта. Владыкѣ Серафиму, скорѣе всего, не очень нравилось, что Сергѣй Александровичъ лѣзъ въ «его парафию» - изслѣдованія по Саровскому старцу. Не понравилось ему, какъ и многимъ другимъ официальнымъ церковникамъ, и то, что къ этимъ изслѣдованіямъ прибавились знаменитые «Протоколы сіонскихъ мудрецовъ». Владыка Серафимъ стоялъ на значительно болѣе либеральныхъ позиціяхъ, чемъ Сергѣй Нилусъ, что окончательно  прояснилось послѣ февральскихъ событій 17-го года.
      Однако, въ 1924 г., митрополитъ сподобился пострадать за своего Небеснаго Покровителя. Онъ былъ арестованъ за участіе въ прославленіи Серафима Саровскаго.  Но вскорѣ былъ отпущенъ по ходатайству патріарха Тихона. Впослѣдствіи онъ присоединился къ сторонникамъ Сергія Старогородского, поддержавъ извѣстную «декларацію о лояльности». Но въ 30-х годахъ у него и здѣсь что-то не срослось, и онъ былъ уволенъ на покой. Послѣдніе годы жилъ въ Москвѣ, почему-то на квартирѣ у евреевъ.

Арестъ и расправа въ 37-м были связаны, оказывается, съ темъ, что владыка работалъ надъ II-м томомъ своей «Лѣтописи Серафимо-Дивеевского монастыря», рукопись котораго и изъяли при этомъ. Похоже, продолженіе этой книги показываетъ, что въ послѣдніе годы жизни митрополитъ Серафимъ измѣнилъ свои убѣжденія на болѣе патріотическіе. Искренне хочется въ это вѣрить. Косвенно на эти мысли наталкиваютъ выдержки изъ все-таки додѣланнаго къ 1978 году, правда уже не имъ, но якобы по его благословенію, того самаго II-го тома. Въ него вошелъ, напримѣръ, вотъ этотъ разсказъ про предсказаніе блаженной  Параскевой Саровской судьбы «Царя- Искупителя»:
      "Во время прославленія въ Дивееве жила знаменитая на всю Россію Христа ради юродивая блаженная Паша Саровская. Государь былъ освѣдомленъ не только о Дивееве, но и о Пашѣ Саровской. Государь со всѣми Великими Князьями и тремя Митрополитами прослѣдовали изъ Сарова въ Дивеево. Въ экипажѣ они все подъѣхали къ келлии блаженной Паши. Матушка игуменья, конечно, знала объ этомъ предполагавшемся визитѣ и приказала вынести изъ келлии все стулья и постелить большой коверъ...

      ...И вдругъ матушка игуменья слышитъ, какъ Параскева Ивановна, обращаясь къ Царствующимъ Особамъ, сказала: "Садитесь". Государь оглянулся и, увидѣвъ, что негдѣ сѣсть, - смутился, а блаженная говоритъ имъ: "Садитесь на полъ". Великое смиреніе - Государь и Государыня опустились на коверъ, иначе бы они не устояли отъ ужаса, который имъ говорила Параскева Ивановна... Она имъ сказала все, что потомъ исполнилось, т.е. гибель Россіи, Династіи, разгромъ Церкви и море крови...
     ...Съ этого момента Государь началъ считать себя обреченнымъ на эти крестные муки, и позже говорилъ не разъ, что нѣтъ такой жертвы, которую я бы не принесъ, чтобы спасти Россію!»

Previous post Next post
Up